Достоинство первых 10 дней месяца зу-ль-хидджа и дел в эти дни
ДОСТОИНСТВО ПЕРВЫХ 10 ДНЕЙ МЕСЯЦА ЗУ-ЛЬ-ХИДДЖА И ДЕЛ В ЭТИ ДНИСлава Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха и нашему Пророку Мухаммаду, всем членам его семьи и всем его сподвижникам. Далее: Передал Аль-Бухари (да помилует его Аллах) от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ما من أيام العمل الصالح فيها أحب إلى الله من هذه الأيام -يعني أيام العشر- قالوا: يا رسول الله ولا الجهاد في سبيل الله؟ قال ولا الجهاد في سبيل الله إلا رجل خرج بنفسه وماله ثم لم يرجع من ذلك بشيء «нет для Аллах более любимых дней, в которых делаются хорошие дела, чем эти дни (имея в виду эти 10 дней). Они сказали: - О, Посланник Аллаха, и даже не джихад ради Аллаха? (Пророк, ﷺ) сказал: - И даже не джихад ради Аллаха. Разве что только человек ушёл (на джихад) сам на свои деньги и ничего из этого не вернулось обратно (т.е., ни он сам, ни его имущество)» * Передал имам Ахмад (да помилует его Аллах) от Ибн ‘Омар (да будет доволен Аллах ими обоими) от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: ما من أيام أعظم ولا أحب إلى الله العمل فيهن من هذه الأيام العشر فأكثروا فيهن من التهليل والتكبير والتحميد «нет для Аллаха более великих и более любимых дней, в которых делаются хорошие дела, чем эти десять дней. Так произносите же больше слова (لا اله الا الله), (الله اكبر) и (الحمد لله)» * Передал Ибн Хаббаан (да помилует его Аллах) в своём «Сахих(е)» от Джаабира (да будет доволен им Аллах), а тот от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: أفضل الأيام يوم عرفة «Лучший день – это день ‘Арафа» ***********
ВИДЫ ХОРОШИХ ДЕЛ В ЭТИ 10 ДНЕЙ ▀ 1. Исполнение хадджа и ‘умры – это самое лучшее, что может быть сделано. На это указывает не один достоверный хадис, среди которых его (да благословит его Аллах и приветствует) слова: العمرة إلى العمرة كفارة لما بينهما والحج المبرور ليس له جزاء إلا الجنة «от ‘умры к ’умре – искупление того, что было между ними. А для благочестивого хадджа нет другой награды, кроме Рая.» ▀ 2. Пост в эти дни или же в какие-то из этих дней, особенно в День ‘Арафа. Нет сомнения, что пост – это одно из лучших дел и это то, что Аллах избрал для Себя согласно хадису кудси: الصوم لي وأنا أجزي به، إنه ترك شهوته وطعامه وشرابه من أجلي «Пост – ради Меня и Я вознаграждаю за него. Воистину, ради Меня он оставил свои похоти, свою еду и своё питьё» От Абу Са’ида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах), который сказал: ما من عبد يصوم يوما في سبيل الله إلا باعد الله بذلك اليوم وجهه عن النار سبعين خريفا متفق عليه أي مسيرة سبعين عاما «Посланник Аллаха, ﷺ, сказал: - Какой бы раб ни держал пост ради Аллаха, Аллах (наградой) за этот день удалит его лицо от Ада на семьдесят лет». (Т.е., на расстояние, равное 70-ти годам пути) Передал Муслим (да помилует его Аллах) от Абу Катады, а тот от Пророка, ﷺ, который сказал: صيامُ يومِ عرفةَ ، أَحتسبُ على اللهِ أن يُكفِّرَ السنةَ التي قبلَه «Пост в День ‘Арафа – надеюсь, что Аллах искупит прошедший год» ▀ 3. Такбир (الله اكبر) и поминание Аллаха в эти дни согласно Его словам: {اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَعْلُومَاتٍ} «..и поминают имя Аллаха в установленные дни» (аль-хаддж, 28). Согласно тафсиру, это – первые 10 дней зу-ль-хадджа. Учёные побуждают на обильное поминание Аллаха в эти дни согласно хадису Ибн ‘Омара (да будет доволен Аллах ими обоими), который передал Ахмад (да будет доволен им Аллах): فأكثروا فيهن من التهليل والتكبير والتحميد «..так произносите чащё в эти дни (слова): لا اله إلا الله , الله اكبر , الحمد لله » Также Аль-Бухари (да помилует его Аллах) упоминает от Ибн ‘Омара и от Абу Хурайры (да будет доволен Аллах ими обоими) о том, что они كانا يخرجان إلى السوق في العشر، فيكبران ويكبر الناس بتكبيرهما «..шли на рынок в эти 10 дней и провозглашали: «الله اكبر» - и люди вторили их такбиру» Передал Исхак (да помилует его Аллах) от факыхов-тааби’инов (да будет доволен ими Аллах), что они в эти 10 дней произносили: الله أكبر الله أكبر لا إله إلا الله والله أكبر الله أكبر ولله الحمد Также одобряется повышение голоса в произношении слов «الله اكبر» на рынках, в помещениях, на дорогах, в мечетях и других местах согласно словам Всевышнего: {وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ} «..и чтобы вы возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь» (аль-бакара, 185) Но нельзя делать групповой такбир (произносить: الله اكبر) – это когда группа людей одновременно в один голос произносят такбир, так как это не передаётся от предшественников (саляф). Сунна такбира – это когда каждый произносит сам и это то, что содержится во всех упоминаниях Аллаха и во всех обращениях к Нему, разве что только повторять это вместе с каком-нибудь незнающим человеком, чтобы он запомнил слова. Также допускается произношение других видов такбира, тахмида и тасбиха, а также других видов обращения к Аллаху, узаконенных щариатом. ▀ 4. Покаяние перед Аллахом, оставление ослушания и прочих грехов, чтобы результатом хороших дел было прощение от Аллаха и Его милость. Ведь ослушание является причиной удаления от Аллах, а покорность – причина приближения к Нему и Его любви. В хадисе от Абу Хурайры (да помилует его Аллах) говорится, что Пророк, ﷺ, сказал: إن الله يغار وغيرة الله أن يأتي المرء ما حرم الله «Воистину, Аллах ревнует. А ревность Аллаха – это когда человек делает то, что запретил ему Аллах» ▀ 5. Увеличение хороших дел, относящихся ко всем видам дополнительного поклонения: молитва, садака, джихад, чтение Корана, побуждение других людей к хорошему и запрещение плохого и т.п.. Это – те дела, количество которых возрастает в эти дни и, даже, если это дело и так было хорошим, то оно ещё лучше и любимее для Аллаха в эти дни (как, например, джихад – это и так лучшее из дел, разве что только кроме того, кто не вернулся из джихада ни сам, ни его конь). ▀ 6. В эти дни узаконен такбир-мутлак (это такбир, который начинается в день жертвоприношения) в любое время дня и ночи до наступления праздничной молитвы, а также узаконен такбир-мукайид (это такбир, который бывает после предписанных групповых молитв), который для тех, кто не в хаддже, начинается с рассветом дня ‘Арафа, а для тех, кто в хаддже, в день жертвоприношения и продолжается до ‘асра последнего дня из дней «тащрик». ▀ 7. В день жертвоприношения (يوم النحر) и в дни тащрика узаконено жертвоприношение – это сунна нашего праотца Ибрахима (мир ему и благословение Аллаха), когда Аллах искупил его сына великим жертвоприношением. Достоверно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принёс в жертву двух баранов, которых заколол собственноручно, произнеся над ними «بسم الله» и «الله اكبر» и поставив свою ногу на бок барана (передали Аль-Бухари и Муслим). ▀ 8. Передал Мусли (да помилует его Аллах) и другие от Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах), а она от Пророка, ﷺ, который сказал: إذا رأيتم هلال ذي الحجة وأراد أحدكم أن يضحي فليمسك عن شعره وأظفاره «Когда увидите молодой месяц зу-ль-хидджа и, если кто-либо из вас захочет принести жертву, то пусть не берёт его шерсть и ногти» В другой версии хадиса: فلا يأخذ من شعره ولا من أظفاره حتى يضحي «..то пусть не берёт ни его шерсти, ни его ногтей, пока не принесёт жертву».
|