Правило сильного мадда (أَقْوَى السَّبَبَبيْن)
Правило сильного мадда (أَقْوَى السَّبَبَبيْن - сильнейшая из двух причин)
Сегодня мы переходим к очень важной теме, связанной с маддами. Это, когда в одном мадде совпадают разные виды маддов. Это правило учёные назвали: أقْوَى السَّبَبَيْن (сильнейшая из двух причин). Эта тема касается скорее тех, кто намерен стать специалистом в области таджвида или стать учителем таджвида, или получить степень иджазы в Чтении Корана. Мы уже говорили о том, что в Коране 9 видов маддов. Но, иногда на одну букву-мадд приходится более одного правила маддов. Например: السَّماء (если мы делаем остановку на этом слове). Если мы посмотрим на это слово, то после алифа стоит хамаза – значит, это соединённый мадд (المد المتصل), а соединённый тянется на 4 или 5 огласовок по Хафсу от ‘Аасым. И, если ещё раз посмотрим на это слово, то увидим, что после алифа стоит хамза с сукуном (перед остановкой) – значит, это мадд по причине появившегося сукуна (المد العارض للسكون), а он тянется или на 2, или на 4 или на 6 огласовок. Тогда, что мне делать, если я останавливаюсь на этом слове (или подобных этому)? Считаю этот мадд соединённым или по причине появившегося сукуна? Здесь оспаривают своё место два мадда. Это и есть тема нашей сегодняшней лекции. Прошу концентрации внимания и я разъясню всё очень подробно.
Мы прошли мадды, среди которых есть естественный мадд, который используется в обычном разговоре у всех арабов. Напр.: قالوا ياموسى – каждый на 2 огласовки. Это – естественный (основной) мадд. А дополнительные мадды – это те, которые длиннее 2-х огласовок (в некоторых или во всех ситуациях). Когда наши учёные исследовали причину этого удиннения - изучив чтение Корана, переданное от сподвижников Посланника Аллаха, ﷺ, и изучили, в каких случаях они тянули, говоря: мы так приняли этот мадд и с такой длиной, - то обнаружили, что удлинение мадда сверх 2-х харакатов бывает только по причине хамзы или по причине сукуна. По причине хамзы – например: السَّماء – этот мадд не остаётся коротким, а тянется. Или по причине сукуна, напр.: الضَّآلِّينْ (перед паузой). Тут удвоенная буква ل стоит после алифа. И никогда никто из Чтецов Корана не произносил этот алиф как естественным маддом, но тянули его. Значит, у нас есть мадд основной и мадд дополнительный, причина которого хамза или сукун. К маддам, причиной которых является хамза, относится соединённый мадд (المد المتصل), а к тем, причиной которых является сукун – необходимый мадд (المد اللازم). Необходимый мадд (اللازم) называется так, потому что его удлинение безусловно и все Чтецы единодушны относительно размера его длины. И также все Чтецы единодушны в том, что соединённый мадд (المد المتصل) – причина которого является хамза - нужно тянуть, однако, разошлись в его размере. Кто-то – как Уварщ и Хамза – тянули его на 6 огласовок; кто-то - как ‘Аасым – тянули его на 5 огласовок; кто-то – согласно некоторым передачам от ‘Аасым, Аль-Кисаа’и и Ибн ‘Аамир – тянули на 4 огласовки. Понимаете разницу между необходимым маддом (المد اللازم) и соединённым маддом (المد المتصل) ? Естественный мадд – мы знаем, что он на 2 огласовки. Заменяющий мадд (التدل) – это хамза, которую тянем, напр.: أُوتُوا – частная ситуация естественного мадда и тянется тоже на 2 огласовки и все учёные единодушны в том, что этот мадд короткий, так как примыкает к естественному мадду. * Далее: мадд по причине некоренного сукуна (المد العارض للسكون). Мы знаем, что он тянется на 2 или 4, или 6 огласовок, напр.: تَعْمَلُونْ (перед паузой). Так передано, что он тянется на 2 или 4, или 6 огласовок. Это - то, что нам передано и то, как нам передано. То, что передано – я за это несу ответственность. Но есть другой аспект в этой науке. Это то, как наши учёные разъяснили и обосновали причины тех или иных дошедших до нас и переданных нам маддов, их роль, место - то есть, почему мы тянем эти мадды. И эти обоснования - исключительно на совести этих учёных, поскольку это - всего лишь их собственный взгляд. Они сказали: - вот у нас есть мадд по причине некоренного сукуна (المد العارض للسكون), который тянется в 2 огласовки. А в чём тогда его смысл? Мы ведь не тянем его сверх естественного мадда. И тогда этот сукун по причине остановки - что он есть, что его нет - всё равно. Ведь, если мы не сделаем остановку на этом слове и прочитаем, например: تَعْمَلُونَ يا أيها – то всё равно ничего не изменится, будут всё те же 2 огласовки на букве-мадд. То есть, сукун в букве ن , появившийся по причине остановки, не оказывает никакого влияния на длину мадда в букве و. Если бы оказывал какое-то влияние, то мы бы тянули букву-мадд длиннее естественного мадда. Это - то, что сказали учёные про мадд длиной в 2 огласовки по причине некоренного сукуна (المد العارض للسكون). Про мадд по причине некоренного сукуна (المد العارض للسكون) в 6 огласовок – это то, про что учёные говорят: мы относим его к необходимому мадду (المد اللازم – это, когда после буквы-мадд идёт буква с коренным сукуном. Коренной - значит, существует и при остановке на слове и вне остановки). Разница между этими двумя маддами в 6 огласовок - только в природе сукуна: коренной или по причине остановки, а произноситься будут всё равно одинаково. И, те, кто тянут мадд по причине некоренного сукуна (المد العارض للسكون) на 6 огласовок, относят его к необходимому мадду (المد اللازم). Это - теория учёных по поводу мадда по причине сукуна в 6 огласовок. А кто тянет мадд по причине некоренного сукуна (المد العارض للسكون) на 4 огласовки, то они не игнорируют этот сукун полностью, как те, кто тянет его на 2 огласовки, приравнивая к естественному мадду, но и не относят его полностью к необходимому мадду (المد اللازم). Они говорят: да, появившийся сукун играет свою роль в удлинении мадда, но меньше, чем коренной сукун. У коренного сукуна есть привилегия по отношению к появившемуся по причине остановки. Ещё раз напомню, что это только иджтихад учёных. Обоснование - это от учёных, а то, что передано - это от Пророка ﷺ. Следовательно, - обратим внимание на следующее, подытожив теорию учёных: 1) необходимый мадд (المد اللازم) - нет разногласий между учёными в том, что его нужно тянуть и на сколько тянуть. 2) мадд по причине некоренного сукуна (المد العارض للسكون) тянется исходя из того, что он похож на необходимый мадд (المد اللازم) и неважно, целиком похож - когда тянем на 6 огласовок; или только частично, когда тянем на 4 огласовки. А, кто тянет его на 2 огласовки, то тот не учитывает наличие сукуна вообще. 3) А что касается мадда-лин - и мы уже говорили об этом в предыдущей лекции, - то он тянется уподобляясь мадду по причине некоренного сукуна (المد العارض للسكون). Например: خَوفْ ‘ بَيتْ . Получается, что мадд-лин похож на мадд по причине некоренного сукуна (المد العارض للسكون), а сам мадд по причине некоренного сукуна (المد العارض للسكون) в свою очередь похож на необходимый мадд (المد اللازم). Таким образом, выстраивается соподчинённая цепочка маддов, имеющих отношение к сукуну: المد اللازم --> самый главный. المد العارض للسكون --> относится к المد اللازم مد اللين --> относится к المد العارض للسكون Мадд-лин тянется на 2 или 4, или 6 огласовок, как мы уже об этом говорили.
Надеюсь, что это разъяснение понятно.
Теперь про соединённый мадд (المد المتصل), в отношении которого учёные единодушны в том, что его нужно тянуть, но нет единодушия в том - на сколько тянуть. Никто не говорит, что его можно оставлять коротким, как естественный мадд, но насколько его удлинять сверх естественного - тут разные мнения. Некоторые - как Уарщ и Хамза - передали, что его нужно тянуть на 6 огласовок. Некоторые - как 'Аасым - передали, что его нужно тянуть на 5 огласовок. Некоторые передали, что его нужно тянуть на 4 огласовки (Аль-Киса'и и другие). Далее: тот, кто тянет соединённый мадд (المد المتصل), то ведь у этого мадда есть подобный ему – раздельный мадд (المد المنفصل). Они похожи. Соединённый: буква-мадд и хамза - внутри одного и того же слова. Раздельный: буква-мадд - в конце одного слова, а хамза - в начале другого. В отношении соединённого мадда (المد المتصل) нет разногласий, что его нужно тянуть сверх естественного, просто учёные разошлись в том, на сколько именно его тянуть. А раздельный мадд (المد المنفصل) - есть те, кто оставлял его коротким, как естественный мадд. А есть те, кто тянул его. Те, кто оставлял его коротким, те как бы не учитывали наличие хамзы в начале следующего слова и относились к нему, как к естественному мадду. А среди тех, кто за то, чтобы тянуть раздельный мадд (المد المنفصل) сформировалось две группы учёных. Первые относятся к этому мадду полностью как к соединённому мадду (المد المتصل) как те, кто тянет мадд по причине сукуна (العارض للسكون), относя его к необходимому мадду (المد اللازم). И, если соединённый 6 огласовок, то и раздельный у них – тоже 6 огласовок; если соединённый 5 огласовок, то и раздельный - 5 огласовок; если соединённый 4 огласовки, то и раздельный - 4 огласовки. Но есть и те, кто тянет раздельный чуть меньше, чем соединённый, т.е., признают влияние хамзы, с которой начинается следующее слово в раздельном мадде, но не относятся к этому мадду полностью как к соединённому, оставляя привилегию соединённому мадду (как те, кто тянут мадд по причине сукуна (عارض للسكون) на 4 огласовки, относя его к необходимому мадду (المد اللازم), но при этом не тянут его на 6 х.). И они тянут раздельный так: наример, если соединённый у них 6 огласовок, то раздельный – 4 огласовки. То есть, эта группа учёных признаёт влияние хамзы, но при этом не относится к раздельному мадду полностью как к соединённому и чуть занижает его роль. * Исходя из выше изложенного учёные создали иерархию маддов по степени их силы: 1. Самым сильным маддом признали мадд, в отношении которого все единодушны в том, что его нужно тянуть и в том, на сколько именно тянуть. Это – المد اللازم (необходимый мадд). 2. Ниже его идёт мадд, в отношении необходимости удлинения которого есть единодушие, а в отношении размера этой длины единодушия нет. Это - المد المُتَّصِل (соединённый мадд). 3. Ниже его идёт мадд, который полностью относится к к необходимому мадду (المد اللازم): 6 огласовок; или частично: 4 огласовки. Это - المد العارض للسكون (мадд по причине некоренного сукуна). 4. Ниже его идёт мадд, который примыкает к соединённому мадду целиком или частично. Это – المد المُنْفَصِل (раздельный мадд). Например, тянем соединённый на 6 огласовок, а раздельный – на 3 огласовки. 5. И в самом низу - المد البدل (заменяющий мадд), длина которого 2 огласовки, и который примыкает к естественному мадду. И вот все эти 5 видов маддов – необходимый, соединённый, по причине сукуна, раздельный и заменяющий – могут в разных сочетаниях сойтись на одной букве-мадд. Поэтому наши учёные построили эту иерархию только для того, чтобы решить эту проблему. Резюме будет следующим: если в одной букве-мадд сошлось более одного вида мадд, то в результате применяется наиболее сильная причина и игнорируется та, что слабее. А, если эти две причины равны по силе, то используются вместе. Вот это то, ради чего мы так долго вели наш разговор и что так подробно излагали. Если кто-то всё-таки не понял или запутался, то далее приведём примеры, после которых всё станет окончательно ясно. Пример всегда лучше любой теории. Это исследование принадлежит моему великому учителю щайху Ибрагиму ‘Али ‘Али Щахата Ас-Саманудий, да помилует его Аллах (умер в 1429г.х.). * Примечание 1: Тот, кто тянет мадд по причине некоренного сукуна (العارض للسكون) на : 2 огласовки – тот как будто бы не принимает в расчёт появившийся перед остановкой сукун (السكون العارض). 4 огласовки – тот принимет в расчёт появившийся сукун только частично. 6 огласовок – тот принимает в расчёт появившийся сукун полностью и относит этот мадд к мадду-лязим.
Примечание 2: Тот, кто тянет раздельный мадд (المنفصل) на: 2 огласовки – тот не принимает в расчёт присутствие хамзы в начале следующего слова. Тот, кто тянет раздельный мадд короче, чем соединённый – тот принимает в расчёт наличие хамзы в следующем слове, но частично. Тот, кто тянет раздельный мадд как соединённый – тот полностью принимает в расчёт наличие хамзы в следующем слове. * Примеры: Вот слово ءامِّينَ в суре аль-маа’ида в аяте: (الْحَرامَ وَلَا ءامِّينَ الْبَيْتَ). В этом слове, если посмотрим: ء + алиф – это будет заменяющий мадд (مد البدل), он тянется на 2 огласовки. А алиф + مْ – это будет необходимый мадд (المد اللازم), он тянется на 6 огласовок. То есть, на алифе сошлись 2 мадда. Тянуть на 2 или на 6 огласовок? Применяем наше правило. Оставляем сильный необходимый мадд (المد اللازم), а убираем слабый заменяющий (مد البدل). Вот примеры на одновременное присутствие необходимого мадда (المد اللازم) и заменяющего (مد البدل) на одной и той же букве алиф::
Во всех этих примерах посмотрите на красный алиф: если мы будем рассматривать с алифом только хамзу – это будет заменяющий мадд (مد البدل). А, если мы будем рассматривать только сукун после этого алифа – не важно, простой сукун или в составе удвоенной буквы – то это будет необходимый мадд (المد اللازم). Выбираем наиболее сильный мадд – "необходимый" в 6 огласовок. * Теперь пример на соединение в одной букве-мадд двух маддов: соединённого (المتصل) и заменяющего (البدل). Например: رِئَآءَ النَّاس. Если мы посмотрим на этот алиф с хамзой перед ним – то это заменяющий мадд (البدل). А, если мы посмотрим на тот же алиф с хамзой после него – то это соединённый мадд (المد المتصل). То есть у этого алифа 2 хамзы – до и после. Как нам тянуть его? На 2 огласовки и сказать, что это заменяющий мадд (البدل)? Или тянуть более, чем на 2 огласовки и сказать, что это соединённый мадд (المد المتصل)? Используя наше правило, в котором соединённый мадд сильнее заменяющего, мы выбираем соединённый и игнорируем заменяющий. И, если мы обычно тянем соединённый (المتصل) на 4 огласовки в других словах, то и в этом слове тянем на 4 огласовки; если тянем на 5 огласовок, то и в этом слове тянем на 5 огласовок; если на 6 огласовок (как у Хафса согласно некоторым передачам из «الطيبة» или у Уарщ, или у Хамзы), то и в этом слове тянем на 6 огласовок.
Как вы видите, над алифом написано: 4 или 5. Потому что Хафс – да помилует его Аллах – согласно «الشاطبية» тянет соединённый мадд (المتصل) или на 4 или на 5 огласовок. * А теперь пример на соединение в одной букве раздельного мадда (المد المنفصل) и заменяющего (البدل). Напр.: وجآءُوا أباهم . Конец первого слова – хамза, огласованная даммой (ءُ) , после которой - буква-мадд (و), значит, это заменяющий мадд (البدل). А начало следующего слова – хамза, значит тут раздельный мадд (المنفصل). То есть, буква و с хамзой перед ней составляют заменяющий мадд (البدل), а та же самая буква و с хамзой после неё составляют раздельный мадд (المنفصل). Что делать? Применяем правило, в котором раздельный сильнее заменяющего (это у всех Чтецов, кроме Аль-Азрак от Уарщ, но сейчас мы не разбираем это и просим прощения у братьев, которые читают по Аль-Азрак от Уарщ) - и оставляем раздельный мадд (المنفصل), а заменяющий (البدل) игнорируем. И, если в других словах тянем раздельный на 4 огласовки, то и в этих словах - на 4; если в других словах тянем 5 огласовок, то и здесь на 5. И, если нас спрашивают, какой здесь мадд – говорим: раздельный (المنفصل). Если же у меня раздельный в 2 огласовки (по Хафсу согласно некоторым передачам в «طيبة النشر», а также у других), то я и в этом слове тяну раздельный на 2 огласовки. Но 2 огласовки раздельного мадда тут начинают совпадать с 2-мя огласовками заменяющего (البدل). Когда мы тянем раздельный (المنفصل) на 2, то это значит, что мы не принимаем в расчёт существование хамзы после буквы-мадд. И, когда нас спросят, какой здесь мадд – можем сказать: оба мадда вместе (это для тех, кто обычно тянет раздельлный на 2 огласовки). Например:
Обобщение по этому примеру мы можем представить в следующей таблице:
* Теперь пример соединения на одной букве-мадд соединённого мадд (المد المتصل) и мадда по причине некоренного сукуна (العارض للسكون). Например: والسَّمآءْ (если делаю остановку на этом слове). Если мы посмотрим на алиф в этом слове и хамзу, которая после него, то это - соединённый мадд (المتصل). А, если мы посмотрим на этот алиф, как на букву-мадд, после которой идёт буква с сукуном по причине остановки, то это будет мадд по причине некоренного сукуна (العارض للسكون). Мы знаем, что соединённый мадд (المتصل) по Хафсу согласно «الشاطبية» тянется или 4 огласовки, или 5 огласовок, или (согласно некоторым передачам из «طيبة النشر») на 6 огласовок. Что касается мадда по причине некоренного сукуна (العارض للسكون), то у всех Чтецов он тянется или на 2, или на 4 или на 6 огласовок. Получается: 4, 5 и 6 огласовок спорят с 2, 4 и 6-тью огласовками. Тут 9 вариантов может быть (3х3). И рассмотрим каждый вариант один за другим, чтобы не осталось вообще никаких недоразумений: Например, если я тяну соединённый мадд (المد المتصل) на 4 огласовки. Далее рассуждаем так : 1) когда встречается мне мадд по причине некоренного сукуна (العارض للسكون), то я тяну его или на 2, или на 4 или на 6. И, если я обычно тяну соединённый на 4, а мадд по причине некоренного сукуна обычно тяну на 2 – значит соединённый сильнее (согласно нашему правилу), потому что тот,кто тянет мадд по причине некоренного сукуна (العارض للسكون) на 2 – тот как бы полностью игнорирует наличие сукуна после буквы-мадд. И тогда соединённый будет сильнее. И в этом случае я говорю, что это мадд в этом слове - соединённый мадд (المد المتصل). 2) а, если я тяну обычно мадд по причине некоренного сукуна (العارض للسكون) тоже на 4х.? то тянем алиф в слове والسَّمآءْ на 4 и говорим, что в этом мадде сошлись две причины. 3) а, если обычно тяну мадд по причине некоренного сукуна (العارض للسكون) на 6 огласовок (при том, что соединённый - на 4)? Будьте здесь внимательны, т.к. в этом случае бывает много ошибок. Тянем на 6 огласовок. Почему? Потому что, кто тянет мадд по причине некоренного сукуна (العارض للسكون) на 6, тот полностью относит его к необходимому мадду (المد اللازم). А "необходимый" сильнее, чем соединённый. И, если меня спросят, то говорю, что в этом слове будет мадд по причине некоренного сукуна (العارض للسكون). Да, действительно, в иерархии маддов мадд по причине некоренного сукуна (العارض للسكون) стоит после соединённого (المد المتصل). Но это обстоятельство не абсолютно. Если посмотреть на порядок длин мадда по причине сукуна (العارض للسكون), то 2 огласовки – это когда мы игнорируем наличие сукуна после буквы-мадд; 4 огласовки – это когда мы признаём его частично; 6 – полностью признаём сукун и относим этот мадд к необходимому мадду (المد اللازم) - самому сильному. И, когда я отношу мадд по причине некоренного сукуна (العارض للسكون) к необходимому мадду (المد اللازم), то он становится сильнее, чем соединённый (المتصل). Теперь ситуация, когда тяну соединённый мадд (المتصل) на 5 огласовок, при том, что мадд по причине некоренного сукуна (العارض للسكون) бывает только в 2, 4 или 6 огласовок. 1) если мадд по причине некоренного сукуна (العارض للسكون) - 2 огласовки, а соединённый (المتصل) - 5 огласовок, то я тяну алиф в слове السَّمآءْ на 5 огласовок, так как тут соединённый сильнее, чем по причине некоренного сукуна (кто тянет мадд по причине некоренного сукуна на 2 огласовки – тот относит его к естественному мадду). 2) а, если я обычно тяну соединённый (المتصل) на 5, а по причине некоренного сукуна (العارض للسكون) на 4, то мне тянуть алиф в слове السَّمآءْ на 5 или 4? На 5 харакатов. Потому что он соединённый. Соединённый сильнее, чем по причине некоренного сукуна (العارض للسكون) , так как мадд по причине некоренного сукуна в 4 огласовки – это только частичное признание сукуна. 3) а, если я обычно тяну соединённый (المتصل) на 5 огласовок, а по причине некоренного сукуна (العارض للسكون) – на 6 огласовок, тогда что делать? Ответ: если я делаю остановку на слове: السَّمآءْ , то тяну алиф на 6 огласовок. Почему? Потому что тот, кто тянет мадд причине некоренного сукуна на 6 огласовок, относит его к необходимому мадду (المد اللازم) и он становится сильнее, чем соединённый. Теперь ситуация, когда я тяну соединённый (المتصل) на 6 огласовок при том, что мадд по причине некоренного сукуна (العارض للسكون) бывает только в 2, 4 или 6 огласовок. 1) если я обычно тяну соединённый на 6 огласовок, а мадд по причине некоренного сукуна (العارض للسكون) на 2, то тянем алиф в слове السَّمآءْ на 6 огласовок, так как мадд по причине сукуна в 2 огласовки - это игнорирование сукуна. 2) если я тяну соединённый (المتصل) на 6 огласовок, а по причине некоренного сукуна (العارض للسكون) на 4 огласовки, то что делать? Тяну на 6 огласовок! потому что соединённый длиной в 6 огласовок сильнее, чем частичное признание сукуна. 3) если я обычно тяну соединённый (المتصل) на 6 огласовок. и мадд по причине некоренного сукуна (العارض للسكون) тоже на 6 ? То, когда они соединяются, конечно, тяну на 6х. и говорю, что здесь мадд, у которого две причины вместе. Итог: выбирается наиболее сильная причина, а, если они одинаковы, то применяются обе одновременно. Выше изложенное касается не только мадда буквы алиф, но и букв ي и و :
Разобранные 9 вариантов соединения соединённого мадда (المد المتصل) и мадда по причине некоренного сукуна (المد العارض للسكون) можно представить в виде таблиц:
* Теперь вопрос: может ли быть так, что на одной букве-мадд сойдутся 3 причины? Может. Есть – очень редкий пример - слово в Коране (если мы делаем на нём остановку): رئاءْ . Конечно, остановка на этом слове возможна только по вынужденной причине или как контрольная (иначе она бессмыссленна). Посмотрим на этот алиф с 3-х сторон:
1- алиф с хамзой перед ним – это заменяющий мадд (مد البدل). 2- алиф с хамзой после него – это соединённый мадд (المتصل). 3 - хамза с сукуном после алифа – это мадд по причине некоренного сукуна (المد العارض للسكون). Что делать? заменяющий мадд (البدل)– самый слабый мадд. Мы можем сразу его отбросить. Остаётся у нас соединённый мадд (المتصل) и по причине некоренного сукуна (العارض ). И теперь мы начинаем применять к этому алифу то, что только что разобрали в приведённых выше 9-ти вариантах. *
Осталась ещё одна ситуация. Это – когда соединяются вместе заменяющий мадд (مد البدل) и мадд по причине некоренного сукуна (المد العارض للسكون). Если мы тянем обычно мадд по причине некоренного сукуна на 2 огласовки, то он равен заменяющему мадду (البدل) по силе и мы говорим, что здесь две причины одновременно. Если мы тянем обычно мадд по причине некоренного сукуна на 4 (это частичное признание сукуна перед паузой) или на 6 огласовок (это полное признание сукуна и отнесение этого мадда к "необходимому" мадду - المد اللازم) – то обе эти причины сильнее заменяющего мадда (البدل) и мы выбираем в результате мадд по причине некоренного сукуна (المد العارض للسكون). Итог: когда заменяющий мадд (مد البدل) и мадд по причине некоренного сукуна (المد العارض للسكون) соединяются на одной букве-мадд, то применяется наиболее сильная причина, а слабая игнорируется. А, если причины равны по силе, то они применяются одновременно. Вот примеры такой ситуации:
и эта ситуация сведена в таблицу: *
Есть ещё одна ситуация, которая просто похожа на ту, в которой сходятся 2 причины. Что это за ситуация? Это, когда мы останавливаемся на таком слове, как ماءً (ведь при остановке на этом слове мы заменяем танъуин алифом: ماءَا). И, когда мы произносим: ماءَا , то последние алиф+хамза похожи на заменяющий мадд (مد البدل). И что мы должны сказать про этот алиф теперь? Сказать, что это заменяющий мадд (مد البدل)? - потому что мы заменили танвин на алиф. Или сказать, что это мадд по причине некоренного сукуна (المد العارض للسكون)? Или нам нужно сказать, что на этом алифе сошлось более одной причины? Говорим: нет. Всё не так. Это не заменяющий мадд (مد البدل), так как этот алиф родился не из хамзы и не является буквой-мадд. Это - просто ن танъуна, который поменялся на алиф перед паузой. Если бы это был заменяющий мадд (مد البدل), то у Уарщ – да помилует его Аллах – этот алиф тянулся бы на 4 ли 6 огласовок, но он тянется у него только на 2 огласовки, потому что это не заменяющий мадд (مد البدل), а просто ن танъуна, заменённый на алиф перед паузой, и поэтому данная ситуация не входит в правило сильного мадда и не разбирается с точки зрения сильнейшей из двух причин.
|