Правила буквы الراء
ПРАВИЛА БУКВЫ الراء(احكام الراء)
Этой главой мы открываем затронутую в предыдущих лекциях тему о трёх буквах, которые арабы иногда произносили объёмно, а иногда мягко. Это буквы: алиф, ر и ل . Начнём с буквы ر . Некоторые пугаются этой темы из-за большого количества состояний буквы ر . К тому же, некоторые составители учебников по таджвиду дают чрезмерно большое количество положений для буквы ر и, когда начинают их перечислять, то студент не знает откуда входить и где выйти и окончательно запутывается. Попытаюсь, приложив все усилия, изложить правила для буквы ر настолько коротко и понятно, насколько это возможно. Поэтому прошу вашего внимания. ****** Арабы произносили букву ر всегда объёмно - в 8-ми случаях; Произносили всегда мягко – в 4-х случаях: А некоторые племена произносили одну и ту же букву ر : одни - объёмно, а другие - мягко. в 2-х случаях.
Т.е., получается – 8-4-2 – кратные друг другу цифры. Трудно? Нет. Далее: Если буква ر огласована фатхой или даммой, то объёмное произношение обязательно. А, если касрой – мягкое произношение обязательно.
Если мы запомним эти две системы, то сможем легко войти в правила буквы ر и легко их усвоить. Имам Аль-Джазари подошёл к этой теме, желая сократить её описание и упомянул, что для мягкой ر существует 4 ситуации, потом упомянул, что в 2-х ситуациях можно произносить и объёмно и мягко, давая понять, что во всех остальных ситуациях нужно произносить букву ر объёмно, не упоминая специально об объёмном произношении. Таким образом, он изложил всё это в двух с половиной строках:
«..И произноси الراء мягко, когда она с касрой, И также после (буквы) с касрой, когда الراء с сукуном, Если она (الراء) не стоит перед буквой с восходящим направлением звука, Или, если касра не является коренной (а является соединительной, т.е., عارضة), И по-разному (то есть: и мягко и объёмно) в слове ( فِرْقٍ ) по причине имеющейся касры (т.е., в букве ق)» * Мы должны заметить, что наш имам Аль-Джазари пропустил некоторые правила буквы ر в этой книге, не упомянув их, и о которых мы будем говорить. Но, он рассказал о них в своей книге «النشر في قراءات العشر», очень толстой книге, книге, которая у учёных таджвида занимает то же место, что сахих Аль-Бухари у учёных таджвида и в которой имам Аль-Джазари полностью охватил всевозможные ситуации буквы ر . Ведь «النشر» - это не только по Хафсу. Начнём с тех ситуаций, когда буква ر произносится объёмно и о которых Аль-Джазари не упомянул обособленно. Для начала ещё раз вспомним два разных положения языка для буквы ر – в объёмном и мягком произношении :
- буква ر выходит с кончика языка, но посмотрите на заднюю часть языка в обоих ситуациях. В объёмной букве ر(картинка справа) задняя часть языка приподнята немного, центральная его часть прогнулась, а надгортанник ушёл назад к задней стенке горла. А в мягкой букве ر (картинка слева) задняя часть языка не приподнимается, середина его не прогибается, а надгортанник не уходит назад. Звук буквы ر на картинке справа будет таким:
Между тем, как звук буквы ر на левой картинке будет таким: *
Итак, 8 состояний объёмного произношения буквы ر . 1. ▀ Когда буква ر с фатхой. Например: رَمَضَانَ
2. ▀ Когда ر с сукуном, а перед ней буква с фатхой. Напр.: مَرْيَمَ
Но не произносим вот так: 3. ▀ Когда ر с сукуном, и перед ней тоже стоит буква с сукуном (кроме يْ), и перед которой стоит буква, огласованная фатхой. Напр.: العَصْرْ القَدْرْ
Как вы заметили, во всех этих трёх случаях задействована фатха, которой сначала огласовывается сама буква ر , а потом эта фатха с каждым пунктом всё дальше отходит от буквы ر к началу слова, а сама ر остаётся с сукуном. 4. ▀ Когда буква ر с даммой. Напр.: كَفَرُواْ
5. ▀ Когда ر с сукуном, а перед ней буква с даммой. Напр.: القٌرْءَانَ
6. ▀ Когда الراء с сукуном, и перед ней тоже стоит буквассукуном, перед которой стоит буква, огласованная даммой. Напр.: خُسْرْ
Вы можете заметить, что в последних трёх случаях задействована дамма, которой сначала огласовывается сама ر , а потом эта дамма с каждым пунктом всё дальше отходит от ر к началу слова, а сама ر остаётся с сукуном. 7. ▀ Когда ر с сукуном, перед ней буква с касрой, а после ر – одна из букв с восходящим направлением звука (т.е., одна из: خ ص ض غ ط ق ظ) не огласованная касрой. При этом ر должна находиться между этими двумя буквами внутри одного слова, а не между разными словами. Например: وَإِرْصَادًا , قِرْطَاسٍ , فِرْقَةٍ
8. ▀ Когда ر с сукуном, перед ней соединительная касра (или: عارضة) - не важно, произносится она или подразумевается. Напр.: ارْجِعُوا (здесь соединительная касра произносится, так как она в начале речи), الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ (здесь соединительная касра подразумевается, т.к. она в потоке речи между словами). Что значит الكَسْرة العارضة ? это – соединительная хамза. Любая соединительная хамза – عارضة , потому что она ставится только для того, чтобы слово не начиналось с сукуна (в начале речи или после остановки). Ещё наши учёные называют эту хамзу соединительной (همزة الوصل), т.к. она присоединяется к слову, начинающемуся с буквы с сукуном. Как нам отличить соединительную хамзу от коренной хамзы? Нужно поставить перед ней союз, и, если хамза не произносится, значит, она соединительная. ارْجِعُوا
الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ
* 4 состояния мягкого произношения буквы ر 1. ▀ Когда ر с касрой. Например: كَرِيم , رِيحٌ
2. ▀ Когда ر с сукуном, перед ней коренная касра, а после ر не стоит буква с восходящим направлением звука (то есть, одна из: خ ص ض غ ط ق ظ). Напр.: فِرْعَوْن
3. ▀ Когда ر с сукуном, перед ней буква тоже с сукуном (но не из букв с восходящим направлением звука), перед которой буква с касрой. Напр.: حِجْرْ قَدِيرْ
Вы можете заметить, что в этих трёх случаях задействована касра, которой сначала огласована сама буква ر , а потом эта касра с каждым пунктом всё дальше и дальше отходит от буквы ر к началу слова, а ر остаётся с сукуном. 4. ▀ Когда ر с сукуном, а перед ней буква ي -лин (ياء اللين). Напр.: خَيْرْ لَا ضَيْرْ
А, если между буквой ر с сукуном и буквой, огласованной фатхой, стоит любая другая буква, кроме ي, то мы, конечно, будем уже произносить эту ر объёмно, напр.: وَالعَصْرْ (как мы разобрали это в разделе объёмной буквы ر ). * 2 состояния, в которых разрешено произносить букву ر и объёмно и мягко 1. ▀ Когда буква ر с сукуном, перед ней буква с касрой, а после ر стоит одна из букв из букв с восходящим направлением звука(т.е.: خ ص ض غ ط ق ظ)с касрой. Но это при условии, что мы произносим это слово или в потоке речи (т.е., не перед остановкой) или же перед остановкой, но при условии, что букв с восходящим направлением звука мы будем произносить с ар-раум (الرَّوْم – это ослабление звучания огласовки в конце слова. Будем говорить об этом в конце этого курса). Например: فِرْقٍ كَالطَّوْدِ Объёмная буква ر в этой фразе будет так: Мягкая так: Произношение ر с "ар-раум" с слове فِرْقٍ перед паузой:
Но, если мы не делаем ар-раум на слове (فِرْقٍ) во время остановки на нём и произносим последнюю букву с сукуном, тогда мы должны произносить букву ر только объёмно согласно вышеприведённому правилу для объёмного произношения буквы ر по причине отсутствия какого-либо повода для её мягкого произношения. А повод для мягкого произношения буквы ر в этом слове - это касра на букве с восходящим направлением звука, то есть, на букве ق. Примечание: в Коране есть только одно слово, относящееся к этому пункту – это слово (فِرْقٍ ) в суре الشُّعَراء.
مِصْرَ - с объёмной ر :
مِصْرَ - с мягкой ر :
القِطْرِ - с объёмной ر:
القِطْرِ - с мягкой ر :
Имам Ибн Аль-Джазари в своей книге «النشر» выбрал объёмное произношение буквы ر для слова (مِصْرَ) и мягкое для слова (القِطْرِ) перед остановкой на этих словах. Почему для первого слова - объёмнуюر , а для второго он выбрал мягкую? Он сказал, что это - из-за того, что вне остановки буква ر в первом слове будет произносится только объёмно, а во втором - только мягко, то есть, он отнёс произношение этих слов перед остановкой к их произношению вне остановки. А что значит «выбрал»? Это значит, что он располагает несколькими разными видами Чтения Корана, все они достоверные, и поэтому человек волен выбирать тот вариант, который ему по душе и использовать в своём чтении. * Аль-Джазари заканчивает свою главу, посвящённую букве ر предупреждением:
«..и скрывай (свойство) "повторение", когда الراء будет удвоенной» "Повторение" – это одно из свойств буквы ر (мы уже прошли это) и означает лёгкую вибрацию кончика языка при произношении буквы ر . Это описано Сибауайхом и другими:
- есть лёгкая-лёгкая вибрация. Но недопустимо, чтобы кончик языка полностью перекрывал место выхода буквы, что приводит к сильной вибрации кончика языка. Особенно это становится очевидным, когда буква ر удвоена:
- слышите, какая сильная вибрация. Конечно, такое произношение неправильно, т.к. создаёт несколько букв ر вместо одной. Поэтому Аль-Джазари сказал: «..и скрывай "повторение", когда الراء будет удвоенной», потому что чаще всего ошибка "повторения" бывает в удвоненной букве ر .
|