Created on Thursday, 22 January 2015 13:40 | | Print | | Hits: 9927
Учёные о культуре чтения Корана
Наши учёные - да помилует их Аллах - сказали, что в отношении наложения музыкальных мелодий на Чтение Корана чтецы делятся на 4 вида:
1) чтец читает Коран и улучшает свой голос без какой-либо деланности и неестественности – только за счёт того, что дал ему Аллах и в соответствии с тем, что сказали имамы чтения Корана: "чтение Корана без какой-либо деланности" - имеется в виду деланность порицаемая. А в предыдущих лекциях мы уже отметили, что есть деланность вынужденная. То есть, читающий украшает чтение своим голосом сохраняя все правила таджвида, дошедшие до нас от Посланника Аллаха, ﷺ, и ничем не нарушая их. Это – чтец, который следует правилам, и его чтение соответствует сунне и, с позволения Всевышнего, ему награда.
2) чтец, который соблюдает правила таджвида, и в то же время прибегает к музыкальным приёмам. Однако, когда возникает противоречие между мелодией и таджвидом, он ставит таджвид выше мелодии. Такое чтение – порицаемое. И таким чтением грешат многие из наших братьев. Почему такое чтение порицается? По трём причинам: ▬ использование музыкальных тональностей при чтении Корана – нововведение (بدعة). В сунне нет ничего, что позволяет так делать.
▬ Аллах не сделал человеку два сердца. И, когда он читает читать Коран и всё время следит за тем, насколько хорошо его "пение", за тем, как делать переходы в мелодии и т.д., то это уводит его от более важной задачи – размышления над текстом Корана. Ведь, когда мы читаем Коран, то наше чтение становится ключом к размышлению.
Сказал Всевышний: كِتَابٌ أَنزَلْنَاهُ إِلَيْكَ مُبَارَكٌ لِّيَدَّبَّرُوا آيَاتِهِ وَلِيَتَذَكَّرَ أُولُو الْأَلْبَابِ (Это – Благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание.) перев. Кулиева, сура «сад», 29.
Человек, который озабочен мелодией исполнения, ни за что не будет вникать в смысл того, что читает. ▬ третья причина и она очень опасна: это когда чтец сначала читает Коран, вкладывая в него мелодии, а потом мало-помалу это дело начинает кружить ему голову, и он уже доходит до того, что начинает обучаться музыке у профессиональных музыкантов ..и вот он уже начинает петь нашиды, а потом уже и песни. Есть много известных людей, вставших на эту стезю. И вы тоже знаете их. Не будем называть их имена. Есть такие, которые были шейхами (шейхами!), читали Коран, а закончил тем, что стали петь песни в ресторанах, где есть вино, и стали называться «почётным» званием «шейх мелодий».
Разве эти 3 причины – не повод быть принять меры предосторожности? Брат мой, может быть, ты ставишь ногу туда, что приведёт тебя к запретному. Есть то, что разрешено, и есть то, что запрещено. Между первым и вторым есть нечто порицаемое.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: الْحَلالُ بَيِّنٌ وَالْحَرَامُ بَيِّنٌ ، وَبَيْنَهُمَا مَشْتَبِهَاتٌ لا يَعْلَمُهَا كَثِيرٌ مِنَ النَّاسِ ، فَمَنِ اتَّقَى الْمُشْتَبِهَاتِ اسْتَبْرَأَ لِعِرْضِهِ وَدِينِهِ ، وَمَنْ وَقَعَ فِي الْمُشَبَّهَاتِ كَرَاعِي يَرْعَي حَوْلَ الْحِمَى ، يُوشِكَ أَنْ يُوَاقِعَهُ ، أَلا وَإِنَّ لِكُلِّ مَلِكٍ حِمًى ، أَلا إِنَّ حِمَى اللَّهِ مَحَارِمُهُ ، أَلا وَإِنَّ فِي الْجَسَدِ مُضْغَةٌ إِذَا صَلُحَتْ صَلُحَ الْجَسَدُ ، وَإِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الْجَسَدُ كُلُّهُ ، أَلا وَهِيَ الْقَلْبُ «Что такое халяль – понятно, что такое харам – понятно. Меджу ними – сомнительное, о котором не знает большинство людей. И тот, кто остерегается сомнительного – тот сохранил свою чистоту ради своей чести и своей религии. А кто ступил в сомнительное, тот как пастух, который пасёт вокруг заповедного места и вот-вот ступит в него. А разве нет у каждого владельца заповедного места? Воистину, заповедное у Аллаха – это то, что он запретил. Воистину, в каждом теле есть некая субстанция, и, если она в порядке, то в порядке всё тело, а если она испортится, то испортится всё тело. Это - сердце.»
Вы видите, как сказал Всевышний: وَلاَ تَقْرَبُوا الزِّنَى (Не приближайтесь к прелюбодеянию) перев. Кулиева.
Аллах не сказал: не занимайтесь прелюбодеянием, а сказал «не приближайтесь». Потому что в любом деле можно перейти границы запретного и не заметить этого. Спаси нас Аллах.
3) третий вид чтецов Корана – это те, кто, когда таджвид и мелодия начинают противоречить друг другу, выбирают мелодию. Такое чтение запрещено по мнению всех имамов чтения Корана без исключения, и мы не знаем ни одного имама, у которого было бы иное мнение.
4) четвёртый тип – это когда чтец мало того, что уже предпочитает мелодию таджвиду, но ещё и увлекается самим пением настолько, что это чтение больше похоже на песню. И такое чтение ещё больше харам, чем третий тип. Третий и четвёртый тип – это те, кто вверг себя в запретное и в грех. И грешники те, кто слушает такое чтение, испытывая при этом удовольствие. Кто слушает такое чтение, осуждая его, то, если захочет Аллах, нет на нём греха, кто осуждает – тот осуждает.
*
Осталось указать на некоторые сомнительные моменты, которые упоминают некоторые наши братья, одержимые музыкальными мелодиями и применением их к Великому Корану – да ведёт их Аллах правильным путём. Один из них говорит: давай, брат, я бросаю вызов любому чтецу Корана, пусть читает передо мной и я скажу, какую музыкальную тональность он использует – потому что не бывает чтения Корана без мелодий! В этих словах, братья мои, есть доля правды. НО, это – только какие-то фрагменты, моменты чтения. Например, я, человек, не знакомый с музыкальным звукорядом. Или другой человек. И, когда такой человек читает Коран, то, может быть, случайно попадает в какую-то известную музыкальную мелодию – и про него тут же говорят: смотри, он читает в тональности «расат» (راست), смотри, он перешёл к «хиджаз» (حجاز). ..но этот чтец понятия не имеет, что такое расат и что такое хиджаз. Ты, брат мой, говоришь о каких-то мгновениях чтения, не о чём-то целом, не о звукоряде. Потому что звукоряд подразумевает продолжительность с применением музыкальных приёмов, сохранением их целостности – также, как соблюдается, не нарушаясь, стихотворный размер в стихах. А что касается того, кто читает Коран и, вдруг, в какое-то мгновение попадает в мелодию и сведущие в музыке сразу начинают определять, что этот чтец в своём чтении использовал такие-то и такие-то музыкальные приёмы для того, чтобы сказать, что нет чтения Корана без мелодии, - то вот вам величайший пример:
Аллах говорит о своём Пророке, ﷺ: وَمَا عَلَّمْنَاهُ الشِّعْرَ وَمَا يَنبَغِي لَهُ (Мы не учили его (Мухаммада) поэзии, и не подобает ему это)-перев. Кулиева, йя син, 69
Также Аллах говорит о Коране: وَمَا هُوَ بِقَوْلِ شَاعِرٍ (Это – не слова поэта) -перев. Кулиева, аль-хаакка, 41
А что теперь вы скажете после того, как мы прочитаем : لَنْ تَنَالُوا الْبِرَّ حَتَّى تُنْفِقُوا مِمَّا تُحِبُّونَ (Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите) -перев. Кулиева, али ‘имран, 92
- это фрагмент благородного аята. И в нём .. есть стихотворный размер! Но, разве из этого мы делаем вывод, что Коран – это стихи, если нам встретился такой момент? Нет. Мы называем стихи стихами в том случае, если в них каждая строка (!) подчинена размеру.
Что же касается каких-то отдельных моментов, то, например, вот ещё: الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي هَدَانَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلا أَنْ هَدَانَا اللَّهُ (Хвала Аллаху, Который привел нас к этому! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас) -перев. Кулиева, аль-а’раф, 43
- тут тоже есть размер, но разве это служит указанием на то, что в Коране есть стихи? Тут ведь не только нет стихотворного ряда, но даже нет строки, завершённой в стихотворным размером.
Или также: إِنَّا إِذاً لَّفِي ضَلَالٍ وَسُعُرٍ (В этом случае мы окажемся в заблуждении и будем страдать (или отдалимся от истины)) -перев. Кулиева, аль-камар, 24
- тут тоже есть стихотворный размер.
Но ведь Аллах Всевышний говорит: وَمَا هُوَ بِقَوْلِ شَاعِرٍ (Это – не слова поэта) وَمَا عَلَّمْنَاهُ الشِّعْر (Мы не учили его (Мухаммада) поэзии)
Всё, о чём ты говоришь, брат мой , это только отдельные моменты. И мы не называем стихи стихами, если нет следующих друг за другом строк, положенных на один стихотворный размер.
Ведь, даже, когда мы разговариваем в обычной жизни, иногда случается со мной – или с вами – вдруг выходит стихотворная фраза. Но ведь это просто случайность. Поэтому, брат мой, ты путаешь отдельные моменты в Чтении Корана с чтением, подчинённым законам музыкального звукоряда.
Теперь приведу вам некоторые выдержки из текстов наших имамов - начиная от Пророка, ﷺ, потом от его сподвижников и вплоть до современных шейхов Аль-Азхара, - касающиеся темы запрета Чтения Корана с музыкальной мелодией.
* «О запрете праведными предшественниками Чтения Корана с музыкальной мелодией»:
بَادِرُوا بِالأَعْمَالِ خِصَالا سِتًّا : إِمْرَةُ السُّفَهَاءِ ، وَكَثْرَةُ الشُّرَطِ ، وَبَيْعُ الْحُكْمِ ، وَقَطِيعَةُ الرَّحِمِ ، وَاسْتِخْفَافٌ بِالدَّمِ ، وَنَشْؤٌ يَتَّخِذُونَ الْقُرْآنَ مَزَامِيَر ، يُقَدِّمُونَ الرَّجُلَ لَيْسَ بِأَفْضَلِهِمْ ، وَلا بِأَعْلَمِهِمْ ، وَلا بِأَفْقَهِهِمْ ، مَا يُقَدِّمُونَهُ إِلا لِيُغَنِّيَهُمْ (Передаётся от ‘Аабис Аль-Гыффаари, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «Предупреждайте ( хорошими делами), (появления в вас) шести качеств: власти глупцов, большого количества полицейских (стражей правопорядка), торговли властью (должностями, обличающими властью), порывания родственных связей, легкомысленного отношения к (пролитию чужой) крови, и ПОЯВЛЕНИЯ ТЕХ, КТО БУДЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ЧТЕНИЮ КОРАНА, КАК К ЗВУКУ СВИРЕЛИ, ВЫДВИГАЮЩИМИ (в качестве имама в молитве) ЧЕЛОВЕКА НЕ САМОГО ЛУЧШЕГО ИЗ НИХ, НЕ САМОГО ЗНАЮЩЕГО ИЗ НИХ И НЕ САМОГО СВЕДУЮЩЕГО ИЗ НИХ В РЕЛИГИИ, - БУДУТ ВЫДВИГАТЬ ЕГО ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОН «ПОПЕЛ» ИМ КОРАН» (Аль-Альбани подтвердил достоверность этого хадиса в «Ас-сильсиляту-с-сахиха», 979)
Заклинаю вас Аллахом – а разве это не то положение, в котором находится большинство из нас? Заклинаю вас Аллахом – а разве вы не слышите людей, которые говорят: пошли, помолимся ат-тарауих, там один читает – голос у него красивый. Но этот чтец - праведный?! или сведующий в религии?! Имамом в молитве прежде всего должен быть наиболее сведующий в религии (фикхе), тот, кто правильнее всех читает Коран, кто лучше всех знает Коран и Сунну. Пусть сохранит нас Аллах от этой смуты, одарит нас следованием Сунне, сделает нас следующими Корану и Сунне, и не сделает нас приверженцами нововведений. О, Аллах, амин.
▬▬▬
Передаётся от ‘АбдулЛаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: اتَّبِعُوا وَلا تَبْتَدِعوَا ، فَقَدْ كُفِيتُمْ ، وَكُلُّ بِدْعَةٍ ضَلالَةٌ "следуйте (тем, кто был до вас) и не изобретайте – и этого достаточно вам . Каждое нововведение - заблуждение"
хадис достоверный. ▬▬▬
عَنْ حُذَيْفَةَ ، أَنَّهُ كَانَ يَقُولُ اتَّقُوا اللَّهَ يَا مَعْشَرَ الْقُرَّاءِ ، وَخُذُوا طَرِيقَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ ، فَلَعَمْرِي لَئِنِ اتَّبَعْتُمُوهُ لَقَدْ سَبَقْتُمْ سَبْقًا بَعِيدًا ، وَلَئِنْ تَرَكْتُمُوهُ يَمِينًا وَشِمَالا لَقَدْ ضَلَلْتُمْ ضَلالا بَعِيدًا Передаётся от Хузайфы ибн Аль-Йяман, да будет доволен им Аллах, что он говорил: "Бойтесь Аллаха, о, чтецы Корана. Держитесь тех, кто был до вас. Клянусь своей жизнью, если будете следовать им, то уйдёте далеко вперёд. А, если будете бросаться ими налево и направо, то сильно собьётесь с пути" - сахих Аль-Бухари
Смотрите, как Хузайфа ибн Аль-Йяман обращается к чтецам Корана: «Держитесь того, что было до вас.» - это значит: не изменяйте ничего, не заменяйте ничего, не пренебрегайте ничем, не вводите в чтение Корана то, чего в нём нет.
▬▬▬
Передаётся от ‘Али Ибн Абу Таалиб, да будет доволен им Аллах, который сказал: إنَّ رسولَ اللهِ صلَّى اللهُ عليه وسلَّم يأمُرُكم أنْ تقرَؤوا كما عُلِّمْتُم "Воистину, Посланник Аллаха, ﷺ, приказывает вам читать (Коран) так, как вас научили" – «Сахих» Ибн Хаббан, 746.
А разве нас учили читать Коран по нотам? ▬▬▬
وروي عن زياد النميري أنه جاء مع القراء إلى أنس بن مالك فقيل له : اقرأ . فرفع صوته وطرب ، وكان رفيع الصوت ، فكشف أنس عن وجهه ، وكان على وجهه خرقة سوداء فقال : يا هذا ، ما هكذا كانوا يفعلون ! وكان إذا رأى شيئا ينكره ، كشف الخرقة عن وجهه Передаётся от Зияда Ан-Нумайр (он из поколения таабиинов), что он пришёл с Чтецами Корана и Анасу бну Маалик, и его попросили читать. Зияд, подняв свой голос, начал распевать – он обладал высоким голосом. Тогда Анас открыл своё лицо – а у него на лице была чёрная тряпка – и сказал: «Эй! так не делали!» Он (Анас), когда видел что-то, что ему не нравилось, снимал эту тряпку со своего лица. (тафсир Аль-Куртуби, 18/1)
Анас бну Маалик был слугой Посланник Аллаха, ﷺ, и был рядом с ним 10 лет. Посланник Аллаха, ﷺ, просил Аллаха для него длинной жизни и, действительно, Анас прожил более 100 лет. В конце жизни его постигла болезнь и он покрывал своё лицо тряпкой.
▬▬▬
Спросили Ибн Сиррина (умер в 110 г.х.)о такой (песенной) манере Чтения Корана. Он сказал:это нововведение. (الامر بالمعروف والنهي من المنكر للخلال - стр. 160)
▬▬▬
Передаётся от Мухаммада бну Аль-Мункадир (умер в 130 г.х.), который сказал: «Чтение Корана – это сунна. Берётся следующим от предыдущего» (السبعة لابن مجاهد , стр. 51) То есть: полное следование, в котором нет ни добавлений ни привнесений.
▬▬▬
Спросили имама Маалика (умер в 179 г.х.) о музыкальных мелодиях (в Чтении Корана) во время молитвы. Он сказал: «Мне не нравится.» И, ужесточив свою речь, сказал: «Они так поют, чтобы брать за это деньги». (المدونة الكبرى للإمام مالك , стр. 194)
▬▬▬
وقال أبو عبيد القاسم بن سلام الحديث: حدثنا يحيى بن سعيد ، عن شعبة قال : نهاني أيوب أن أحدث بهذا زينوا القرآن بأصواتكم . قال أبو عبيد وإنما كره أيوب فيما نرى ، أن يتأول الناس بهذا الحديث الرخصة من رسول الله صلى الله عليه وسلم في الألحان المبتدعة ، فلهذا نهاه أن يحدث به (тафсир Ибн Касир)(فضائل القران لأبي عبيد, стр. 81) Абу ‘Убайд (это Каасим ибн Саллям – великий учёный ислама, умер в 224 г.х.) сказал, что ему рассказал Йяхья бну Са’ид от Щу’ба, который сказал: Айюб запретил мне рассказывать этот хадис: «Украшайте Коран вашими голосами». Абу ‘Убайд сказал: «Мы думаем, что Айюб не хотел, чтобы люди истолковали этот хадис как разрешение Посланника Аллаха, ﷺ, на эти нововведенческие музыкальные мелодии. И поэтому он запретил нам рассказывать его».
И действительно, сколько мы слышим сейчас в качестве оправдания от тех, кто читает Коран, используя мелодии: «Брат, ведь Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: украшайте Коран своими голосами». И, действительно, то, что боялся Айюб, происходит даже в наше время и люди ссылаются при этом на этот хадис.
▬▬▬
Спросили имама Ахмада (умер в 241 г.х.) о мелодиях в чтении Корана, и он осудил это, сказав: «Пусть украшает его своим голосом без какой-либо неестественности». И в другой раз он был спрошен о чтении Корана с мелодией. Он сказал: «Они относятся к нему как к песням, они относятся к нему, как к песням. Не слушайте от них (Чтение Корана)» (الامر بالمعروف والنهي عن المنكر للخلال, стр. 154, 161)
▬▬▬
Имам Аль-Аджурри (умер в 360 г.х.) сказал в своей книге «اخلاق حملة القران» (стр. 77): «Я ненавижу чтение (Корана) с мелодией и деланными, поющими голосами. Воистину, это отвратительно по мнению большинства учёных, таких, как Йязид бну Харун, Аль-Асма’и, Ахмад бну Ханбаль, Абу ‘Убайд Аль-Каасим бну Саллям, Суфъян бну ‘Уяйнах и других. Они велят Чтецу - когда он читает - смирить своё сердце настолько, чтобы охватывала печаль, способная вызвать слёзы».
▬▬▬
Рассказал Абу ‘Али Аль-Ахъуази (великий учёный, умер в 446 г.х.) в своей великой книге, посвящённой чтению Корана, от Ибрагима Ан-Наха’и, да будет доволен им Аллах, который сказал:«Чтение (Корана) – это когда нет песнопения и нет «таржи’» (ترجيع)» (الموضح في التجويد , ‘АбдульУаххаб Аль-Куртуби, (умер в 461 г.х.), стр. 261) «таржи’» (ترجيع) – горловое дрожание голоса на маддах и гуннах. Нам уже передано от Пророка, ﷺ, чтение, в котором нет этого «таржи’» (ترجيع) – мы уже говорили об этом и будем говорить ещё.
▬▬▬
Имам ‘АбдульУаххаб Аль-Куртуби (умер в 461 г.х.) сказал: «Знай, что Коран читается 10-тью манерами чтения. 5 из них запрещены имамами чтения Корана. Это: 1)التَّرْعِيد - это гогда голос дрожит, как он дрожит, например, от холода или боли. Человек читает так Коран, желая показать своё волнение и смирение – это притворство и относится к лицемерию: 2) التَّرْقِيص– это, когда начинают «трясти» мадды, резко переходя голосом вверх и вниз (характерная для арабов манера исполнения песен): 3) التطْرِيب– это Чтение, уподобленное песне. 4) التلْحِين - это наложение мелодий на Чтение Корана. 5) التحْزِين– это деланная грусть. Если это естественно, то это нормально. Эти 5 вещей запрещены, так как ничего из этого не дошло до нас ни от одного из праведных предшественников, да будет доволен ими Аллах, напротив, пришло от некоторых из них, что чтение, в котором используются такие приёмы, осуждается.» (الموضح في التجويد , ‘АбдульУаххаб Аль-Куртуби, стр. 211)
▬▬▬
Великий имам Ибн Аль-Баазищ (ابن الباذش , умер в 540 г.х.) в своей книге الاقناع на стр.(557/1) сказал: «Что касается мелодий: это известные приёмы голосового сопровождения у тех, кто исполняет касыды, нащиды и стихи, основанные на 7 нотах. Коран же принёс восьмое – то, чего нет в их голосах».
الله اكبر ▬▬▬
Рассказал Абу Аль-‘Аля’ Аль-Хамазаани (умер в 569 г.х., великий учёный таджвидас) в своей книге «التمهيد», стр. 163, возводя цепочку передатчиков хадиса к Анасу бну Маалик - да будет доволен им Аллах, - который сказал:«Не было такого, чтобы Аллах Всевышний ниспослал пророка и он не был бы хорош лицом и хорош голосом. Ваш Пророк, ﷺ, хорош лицом и хорош голосом, только он не делал «ат-тарджи’» (الترجيع – значение термина см. выше)» Анас бин Маалик 10 лет был рядом с Пророком, ﷺ, и сотни раз слышал его чтение.
Некоторые братья приводят в качестве аргумента на «ат-тарджи’» хадис ‘АбдулЛах бну Аль-Мугаффаль - сподвижника Пророка, ﷺ, - он приводится в "Сахих" Аль-Бухари и других книгах. АбдулЛах бну Аль-Мугаффаль говорит, что он видел Пророка, ﷺ, как тот входил в Мекку в день её завоевания на свей верблюдице и в это время он читал суру:
إِنَّا فَتَحْنَا لَكَ فَتْحاً مُّبِيناً
и голос его в это время дрожал. Имеется в виду, что он был прерывистым, содрогался. И вот некоторые братья, делая голосом нечто подобное, ссылаются на этот хадис. Дорогой брат, во-первых, Пророк, ﷺ, сидел верхом на идущем верблюде. Во-вторых, он находился в состоянии сильного душевного волнения – его выгнали из Мекки и вот он возвращается в неё вопреки воле тех, кто его изгнал. Его эмоциональное состояние было очень сильным – он возвращался на свою родину повторяя:
صدق وعده ونصر عبده وهزم الأحزاب وحده لا إله إلا الله، والله أكبر вознося хвалу Аллаху.
И описывается, что, когда он входил в Мекку, то голова его была наклонена к спине верблюда, так, что его благородная борода почти касалась спины верблюда – от той покорности и смирения, которые он испытывал в это мгновение. Представьте человека, который сидит на верблюде, согнув спину таким образом, лёгкие его зажаты, верблюд трясёт его во время ходьбы и ещё сам человек находится в необычном эмоциональном состоянии и ещё Читает в это время. Разве не будет его голос вздрагивать?! С каждым из нас будет то же самое. Когда мы едем на машине и попадаем в ухабину, разве не вздрагивает наш голос? Потом, разве Пророк, ﷺ, в это время обучал кого-то чтению? И сколько времени уже прошло до этого момента, в течении которого он обучал людей! И никто из его сподвижников не передали, что он, ﷺ, читал с «ат-тарджи’», кроме вот этого момента, когда входил в Мекку – но причины этого, как мы уже пояснили, были объективными. И как приведено выше: «Ваш Пророк, ﷺ, хорош лицом, хорош голосом – только он не делал «ат-тарджи’»».
Поэтому ‘АбдулЛах бну Аль-Мугаффаль, когда рассказывал, как Пророк, ﷺ, читал этот аят из Корана, входя в Мекку, сказал (в сахих Аль-Бухари):
"Если бы люди не собрались вокруг вас, то я бы прочитал с «ат-тарджи’» , как он,ﷺ "
Брат мой, ведь на что собираются люди? Только на что-нибудь необычное. Например, если кто-то на улице читает Коран так, как читают его обычно, - разве кто-то обратит на это внимание? А, если он начнёт читать каким-то образом, который люди осуждают, то все сразу повернутся. Поэтому, ‘АбдулЛах бну Аль-Мугаффаль, боясь, что люди обратят внимание на то, что осудят потом, и сказал так: "Если бы люди не собрались вокруг вас.. " Таким образом, Пророк, ﷺ, когда читал Коран, то никакого «ат-тарджи’» не было, когда тянул мадду. И, со всем уважением к тем, кто приводит этот хадис в качестве аргумента для «ат-тарджи’», этот хадис не имеет права на оправдание «ат-тарджи’» в чтении Корана.
▬▬▬
Абу Аль-‘Аля’ Аль-Хамазаани рассказал в своей книге «التمهيد», стр. 165, возводя цепочку передатчиков хадиса к ‘АбдурРахману бну Бакрах, который передал от Пророка,ﷺ:
كانت قراءة النبي صلى الله عليه وسلم المد ليس فيه برجيع "Чтение Пророка , ﷺ, было без «тарджи’»
– т.е. не было в этом чтении дробления маддов.
▬▬▬
Спросили султана учёных щайха ‘Иззаддин бну ‘АбдусСалям(умер в 660 г.х.): осуждается ли слушание чтецов Корана, использующих мелодию, и муэдзинов, которые следуют пути иностранцев в манере затягивания голосом или нет в этом ничего страшного? Ответ: мелодии, которые меняют состав слова – это запрещено. Тот, кто слышит это, обязан это осудить, если есть возможность. Если эти мелодии используются в чтении стихов или прозы – то ничего, только, если это уже не переходит в песню, тогда это должно быть осуждено.(فتاوى العز بن عند السلام , стр. 87)
Смотрите, что говорит. Говорит, что, если на обычные стихи или прозу накладывается музыкальная мелодия так, что это уже превращается в песню, то это должно быть осуждено. А что сказать, когда в песню превращают Чтение Корана?
▬▬▬
Аль-Хасан бну Каасим Аль-Мураади (умер в 749 г.х.), когда разъяснял слова имама ‘АлямудДин Ас-Сахауи (умер в 643 г.х.), которые он записал в своей книге «القصيدة النونية»:
رتل ولا تسرف واتقن واجتنب نكرا يجيء به ذوو الالحان
"читай, соблюдая таджвид, не переходя границ и сторонись порицаемого, которое допускают (в своём Чтении Корана)любители мелодий"
то сказал так: «соблюдение Чтецом осторожности, чтобы не встать на путь следования нововведенцам в Чтении Корана, использующих мелодии, пение, «ат-тарджи’», которые используется в песнях. Воистину, это запрещено, так как в этом выход за пределы положенного в Чтении Корана и уподобление Слова Всевышнего Господа песням, которые созданы для того, чтобы их пели». (شرح عممدة المفيد وعدة المجيد للمرادي, стр. 161)
▬▬▬
Имам Ибн Касир (умер в 774 г.х.) сказал в своём «тафсире Великого Корана», 90/1 : «То, что требутся от нас по шариату, это – украшение голосом Чтения Корана ради побуждения к размышлению над ним, понимания его, смирения и послушания Что касается новоизобретённых песенных звуков, положенных на ноты и подчиняющихся законам музыки, то Коран чист от этого и величественнее этого, и выше того, чтобы ты следовал в его чтении этим (порочным) путём. И уже пришло к нам из Сунны то, что удерживает от этого».
▬▬▬
Также Ибн Касир сказал в своём в другом месте своего «тафсира Великого Корана», 92/1 : «..это указывает на то, что нужно быть очень осторожным. А именно: в Чтении Корана с мелодиями, которые используются в песенных жанрах. И имамы , да помилует их Аллах, уже указали на запрет этого. А если кто-то, читая Коран таким образом, вышел на мерзкое «затяжное пение», от которого добавляются в чтении лишние буквы или, наоборот, сокращаются, то учёные единодушны в том, что это – запрещено.»
▬▬▬
Говорит Абу Бакр Ахмад – сын нашего щайха Ибн Аль-Джазари, - который даёт толкование касыды своего отца (которую мы разбираем сейчас в наших лекциях. Прим. пер.): «Сунна учит нас украшению Корана голосом и чтению его с таджвидом при том, что это Чтение не должно выходить за границы дозволенного растягиванием звуков. Если же чтец перешёл дозволенное настолько, что добавилась буква или исчезла буква, или букву с сукуном произнёс с огласовкой, - то это запрещено. Что же касается чтения с музыкальными мелодиями, то, если нарушил правила таджвида, то это запрещено, а если нет, то осуждается». Вы видите, братья мои, что чтение Корана с мелодией – меджу запретом и осуждением.
▬▬▬
Имама Аль-Касталяни (умер в 923 г.х.) говорит в своем щархе «сахих Аль-Бухари»: «Воистину, наложение на Слово Аллаха мелодий и пения, испльзуемых в любовных песнях со своим ритмом и выдуманными размерами теми, кто обременил себя изучением музыки и музыкальных размеров - это из наимерзейших нововведений и наихудшее из порицаемоего. И это то, что обязывает того, кто это слушает, осудить это, а потом предостеречь. Конечно, если это пение относится к тому, что естественным образом получается у Чтеца, без какой-либо деланности, и он не упражнялся в этом и не учился этому, и это не выводит его чтение за пределы правил чтения Корана, то тогда это дозволено, если его природные данные помогают ему красиво прочитать.» (ارشاد الساري صحيح البخاري , 481/7)
▬▬▬
Щайх Махмуд Щальтут (щайх Аль-Азхар, умер в 1383 г.х.) говорит: «Что может быть лучше отдаления волнующих голосов чтецов Корана в их чтении от песнопения и злоупотребления этим в маддах и гуннах, и, как следсвие, игрой с затягиванием букв Корана, и сотрясением слов (الترقيص), подчиняя это законам пения и музыки, с которыми уходят изящество и великолепие Чтения. Это происходит тогда, когда они выводят Чтение за пределы того, что ниспослал Аллах и от этого слушающие теряют мудрость содержания, а их сердца привязываются к «пению», которое уводит их от Корана, от его тайн и его смыслов.» (مع القران الكريم للشيخ محمود خليل الحصري , стр. 5)
▬▬▬
Один из щайхов Аль-Азхара – Хасан Ма’мун, да помилует его Аллах, он умер в 1394 г.х. – говорит: «Нет сомнения, что чтение Корана должно соответствовать тому, чего придерживались люди во времена Пророка,ﷺ, его сподвижников и тех, кто пришёл за ними (таабиины). Они не использовали «ат-тарджи’» или пение. И, если и были мусульмане, которые по прошествии ста лет после хиджры начинали склоняться к такой манере Чтения Корана, то, воистину, это - нововведение. То есть, нововведение в деле, наисильнейшим образом связанном с Книгой Аллаха, которая была нисппослана Его Посланнику,ﷺ, которую Посланник,ﷺ, слушал от Джибрила и зачитывал её ему, и передал потом своим сподвижникам так, как он её слышал. И это нововведение, которое они - это для того, чтобы отвести людей от поминания Аллаха и от чтения Корана так, как читал его Пророк,ﷺ, и его сподвижники и это нововведение относится к наиопаснейшим. Ведь Аллах вменил нам поклоняться ему посредством постижения смысла Корана и совершением дел в соответствии с Кораном. И Он вменил нам - также - поклонение посредством правильного произношения Корана, правильным произношением букв Корана, в том виде, в котором наши учёные приняли это от нашего Пророка,ﷺ». Потом он сказал: «Прослушивание Корана так, как слушаются песни, делает его инструментом развлечения и песнопения, уводя слушателя к тому наслаждению, которое он находит в таком «пении» прочь от того, с чем был ниспослан Коран как руководство для людей.» (الفتاوي للشيخ حسن مأمون , стр. 11-20)
▬▬▬
Вот это - те 22 фрагмента, которые я привёл вам. إِنَّ فِي ذَلِكَ لَذِكْرَى لِمَنْ كَانَ لَهُ قَلْبٌ (Воистину, в этом – напоминание для тех, у кого есть сердце)- сура «каф», 37.
Тот, кто ищёт истину, - тому достаточно и одного из этих 22 фрагментов высказываний Пророка, ﷺ, и учёных, о, дорогие наши братья. Мы привели вам эти цитаты - начиная от нашего Пророка, ﷺ, и заканчивая щайхами Аль-азхара - и разъяснили, что мусульманин должен бояться Аллаха и не превращать Великий Коран в инструмент забавы. Коран – не песня. Это – Слово Всевышнего Аллаха, Создателя всего, конституция для человечества, и всё, что требуется от нас – это улучшить свой голос, когда мы читаем его, чтобы он проник в души людей, это украшение голосом должно быть только мостом для проникновения смысла Корана в души людей. Но не наоборот, когда собирает людей только прослушивание «пения» Корана - и начинают ещё выкрикивать чтецу хвалебные слова – «пусть добавит тебе Аллах!!» и т.п. выкрикивают.. что это? это разве собрание ради Чтения Корана? Собрание для Чтения Корана – это смирение, это присутствие душой и разумом в том, что читается, это размышление, это – когда на лицах скорбь, это – когда на глазах слёзы от понимания того смысла, который вложил Аллах в Свою Книгу. Вот мой совет, о, мои братья, и каждому, кто слышит мои слова: следовать и не изобретать, улучшать свои голоса при чтении Корана в пределах того, что дал вам Аллах и не утруждать себя тем, что сверх ваших возможностей. У кого же есть музыкальные способности и талант, кто владеет музыкальными правилами – то путь не ставит их впереди правил таджвида.
Я прошу у Аллаха для всех мусульман благоразумия. Пусть Он сделает нас и вас из тех, кто читает Коран правильно. Воистину, Аллах Слышащий Видящий.