Знаки остановок (عَلَماتُ الوَقْف)
عَلَماتُ الوَقْف (знаки остановок)
Большинство знаков остановок, которые мы видим в Коране, подчиняются разделу достаточных остановок (كافٍ) - когда между словом, на котором мы останавливаемся и тем, что следует далее, есть смысловая связь (المعنوي), но нет связи грамматической (اللفظي). Достаточная остановка (كافٍ) бывает как внутри аята, так и в его конце. Полная остановка (تام) бывает только в конце аята и не бывает внутри аята. Хорошая остановка (حسن) бывает как внутри аята, так и в его конце. * 1) обязательная остановка (الوقف اللازم) :
Знак - это знак обязательной (اللازم) остановки. Но эта обязательность не несёт в себе щариатской нагрузки (в том смысле, что игнорирующий эту остановку - грешник), эта обязательность – терминологическая, чтобы чтец Корана отделил один смысл от другого. Например, аят:
Отвечают только те, кто внимает. А мертвых Аллах воскресит, после чего они будут возвращены к Нему. (Перев. кулиева). В этом аяте мы сначала читаем:
Отвечают только те, кто внимает делаем остановку, а потом начинаем читать дальше:
А мертвых Аллах воскресит А, если бы мы продолжили без остановки, то получилось бы так, что как будто бы отвечают и те, кто внемлет, и мертвые. Таким образом знак стоит для того, чтобы не произошло путаницы в смыслах.означает: «остановись». Обратите внимание, что хвостик у этой буквы не свисает вниз, как у знака (م) в танъуине или в букве ن с сукуном перед буквой ب , обозначая "превращение" буквы ن в букву م .
2) запрещённая остановка (الوقف المَمْنُوع) :
Этот знак учёные – в основном – ставят для обозначения непрерывности смысла, чтобы предупредить читающего, что, если тот остановится в этом месте, то может быть передан неправильный смысл. Но иногда этот знак ставят, имея в виду: «не останавливайся, начиная со следующего слова». Т.е., иногда этот знак ставят не ради запрета остановки, а ради запрета начала чтения со слова, которое идёт после знака (لا) . Таким образом, знак (لا) ставится в том месте, где есть незавершённый смысл. Например: Но тот, кто явился с правдой, и тот, кто признал ее истинность, действительно являются богобоязненными (пер.Кулиева) Если мы остановимся на: (وصدّقَ بهِ), то это будет неправильно, потому что (والّذين) – это подлежащее, а (أُولائك هم المتقون) – это именное сказуемое и отрывать сказуемое от подлежащего неправильно.
3) знак, разрешающий как остановку, так и продолжение (جواز الوقف وجواز الوصل) : Например: Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий (пер.Кулиева) Здесь часть аята (وهو العزيز الغفور) можно сделать обстоятельством образа действия (حال) для той части, которая до неё, не делая между ними остановки. Но можно сделать эту часть и как самостоятельную, начиная чтение с неё после остановки.
4) знак, разрешающий продолжение, при том, что остановка предпочтительнее ( جواز الوصل مع كون الوقف اولى )
Например:
Если же они станут сражаться с вами, то убивайте их (пер.Кулиева) Разрешается присоединение (فاقتلوهم) к тому, что идёт после этого, по причине связи первого и второго по смыслу. Но остановиться тут будет лучше, чтобы отделить причину от следствия.
5) разрешено остановиться, но продолжить – лучше ( جواز الوقف مع كون الوصل اولى )
Например:
Он создал семь небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности. Взгляни еще раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину? (пер.Кулиева) Например, фраза: (فارجع البصر هل ترى من فطور) . Можно отнестись к этой части аята как новому предложению (الجملة المستأنفة) - и, следовательно, начать с него после остановки, - если бы не вызов в словах Всевышнего: (فرجع البصر), который относится к словам (خلق الرحمن) в предыдущей части аята, что делает непрерывность чтения более предпочтительной из-за тесной связи смыслов. Как вы видите, знаки остановок охраняют не только сами смыслы, но их тонкости.
6) если делаешь остановку в одном месте, то не делаешь в другом ( تعانُق الوقف )
Например:
Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных (пер.Кулиева)
Теперь вопрос: если мы видим эти знаки, обязаны ли мы на них останавливаться? Нет. Если хочешь, можешь прочитать весь аят без остановок – нет проблем. Главное - не останавливаться на первом, а потом ещё и на втором знаке.
|