(арабские буквы с точки зрения характера запирания звука между языком и верхним нёбом)
Т.е., из семи букв с восходящим потоком звука (الاستعلاء) четыре буквы относятся к заблокированным буквам (مطبقة), а остальные три – к открытым буквам (منفتحة). Или можно это сказать по другому: каждая заблокированная буква – это буква с восходящим потоком звука, но нельзя сказать наоборот: что каждая буква с восходящим потоком звука – это заблокированная буква.
Теперь подробнее.
Буквы с точки зрения блокирования звука (مُطْبَقة):
- это буквы, звук которых блокируется между языком и верхним нёбом.
Рассмотрим это на примере буквы ظ:
- обратите внимание на картинку: стрелочки в этой букве указывают на давление звука на верхнее нёбо и видно, что этот звук оказывается запертым между языком и верхним нёбом.
Вот это запирание звука наши учёные назвали: الإطْبَاق(блокирование)
То, что сказано о букве ظ, относится и к остальным трём буквам: ص ض ط
*
Исходя из вышесказанного, буквы с точки зрения блокирования звука могут быть открыто-восходящими (مُستَعلية-مُنفتِحة) - звук хотя и идёт наверх, но не заблокирован; и могут быть открыто-нисходящими (مُستَفِلة-مُنْفَتِحة) - звук идёт вниз и не заблокирован.
Вот, например, на картинке ниже - в правой её части - показана буква ق, она относится к буквам с восходящим потоком звука (الاِستعلاء), но при этом она не относится к буквам с заблокированным звуком (الإطباق), потому что, как вы видите, звук у неё, хотя и поднимается кверху, но не заблокирован между языком и нёбом:
в открытых буквах звук не запирается между языком и верхним нёбом
А перед этим - напомним - мы разбирали ситуацию, когда звук одновременно и кверху поднимается и заблокирован (в букве ظ).
*
На нижеследующей картинке приведено сравнение букв с заблокированным (الإطباق) и открытым звуком (الإنفتاح) когда эти буквы одновременно обладают ещё и свойствами восходящего (مستعلية) или нисходящего (مستفلة) направления звука:
Прослушайте произношение каждой из этих букв:
ظ:
ق:
ك:
Это исследование очень-очень важно для того, чтобы читающий Коран понял, как располагается язык во рту – и теоретически и практически - и смог бы натренироваться настолько, чтобы произношение этих букв стало для него естественным.
Вот это – то, что касается четвёртой группы противоположных свойств.