"Крайние" и "запрещённые" буквы ( الإصْمات и الإذْلاق )
"Крайние" и "запрещённые" буквы ( الإصْمات и الإذْلاق )
Имам Аль-Джазари говорит: «ف ر م ن ل ب - это "крайние" буквы » Эти буквы можно для простоты запоминания объединить во фразу: فَرَّ مِنْ لُبِّ (смысл которой: فرّ مِن ذي لُبّ) Но это свойство никак не относится к таджвиду, а относится к сарфу. Возможно, оно было упомянуто имамом Ибн Аль-Джазари для того, чтобы количество свойств букв равнялось семнадцати также, как и количество принятых у него мест выхода букв (у Аль-Джазари их 17). То есть, для простоты теории. Однако, это свойство не имеет никакого отношения к самому звучанию букв: ف ر م ن ل ب . الذَّلْق обозначает «край». Эти шесть букв названы так, потому что одни из них выходят с кончика языка (ر ن ل), а другие – с края губы (ف م ب). * Остальные 23 буквы относятся к свойству الإصْمات Это свойство противоположно свойству "крайних" букв (الإذلاق). الإصْمات – означает запрет. Из букв, входящих в эту группу не может быть составлен корень 4-х буквенного или 5-буквенного глагола в арабском языке. Если эти буквы присутствуют в 4-х буквенном или 5-буквенном корне глагола, то необходимо, чтобы в этом глаголе присутствовала хотя бы одна из 6-ти букв группы الإذلاق . Иначе, это слово считается иностранного происхождения, как, например, слово: عَسْجَد , которое обозначает «золото» (это слово иностранное, т.к. в нём нет ни одной из букв الإذلاق). Оба эти свойства не относятся к таджвиду, а относятся только к сарфу и мы разобрали их постольку, поскольку они упоминались в труде Аль-Джазари. На этом мы закончили разбор противоположных свойств. В следующих лекциях будем разбирать свойства, не имеющие для себя противоположных.
|