Необходимый мадд (المد اللَّازِم)
المد اللَّازِم
(необходимый мадд)
В прошлой лекции мы закончили закончили разбор маддов, примыкающих к основному мадду – естественному (المد الطبيعي). Сегодня перейдём к другому разделу маддов – дополнительные мадды. Это мадды, длина которых превышает 2 огласовки. Причин возникновения таких маддов две: или хамза, или сукун. Поэтому Ибн Аль-Джазари говорит в своей главе о маддах:
«необходимый мадд (اللازم) – когда после буквы-мадд стоит (буква) с сукуном в обоих ситуациях (то есть: перед остановкой и вне остановки) и тянется длинно»
Мы уже знаем, что у нас 3 буквы мадд: ا و ي - таковыми они являются только при условии, что их сукун - коренной и перед ними стоит буква, огласованная родственной огласовкой (перед буквой يْ стоит буква, огласованная касрой; перед алифом - буква, огласованная фатхой; перед буквой و - буква, огласованная даммой). Что означает: коренной сукун? Это значит, что данная буква будет с сукуном независимо от того, делается на этом слове остановка или нет. Коренной сукун будет на букве в обоих ситуациях в отличие от сукуна (السكون العارض), возникающего только при остановке на букве-мадд, но который вне остановки исчезает. Например: تَعْمَلُونَ - если на этом слове нет остановки, то буква ن сохраняет свою фатху, а, если мы остановимся на этом слове, то ن будет с сукуном: تَعْمَلُونْ. Значит, это не коренной сукун. В то время, как коренной сукун - и перед остановкой и вне остановки - сохраняется. Вот, например, каждый день вы читаете из аль-фатихи: وَلَا الضَّالِّينَ . Алиф в слове الضَّالِّينَ является буквой-мадд (حَرْفُ المَدّ), она – конечно же – всегда с сукуном. А после неё идёт какая буква? Тоже с сукуном. Ведь لِّ это: لِ + لْ. То есть, если разложить по звукам, то будет: الضَّاْلْلِين - после алифа идёт ل с сукуном. Просто эта ل с сукуном входит в другую ل , образуя удвоенную букву, но ведь мы знаем, что первая в любой удвоенной букве - с сукуном, а вторая - огласованная. Т.е. , в слове الضَّالِّينَ после алифа идёт ل с сукуном: ولا الضَّا+لْ+لِين . Вот эта ل с сукуном и является причиной того, что мы тянем алиф. И такой мадд называется "необходимым" (المد اللّازِم), он входит в раздел дополнительных маддов, и является самым длинным маддом. Все учёные сошлись на размере его длины, кратном трём естественным мадам (один естественный мадд = двум огласовкам) - то есть, 6-ти огласовкам. Этот мадд можно называть по-разному: кратным трём естественным мадам, равным 6-ти огласовкам или: الطُّوْل (самый длинный мадд) – как хотите. * Итак, необходимый мадд (المد الازِم) – это когда после буквы-мадд стоит буква с коренным сукуном. Например:
А в этом слове 2 необходимых мадда (المد الازِم) :
Первый мадд тянется на букве алиф (эта алиф не пишется, а только произносится и учёные проставили над этим алифом знак мадды), а второй мадд тянется на букве و . После каждой из этих букв вы видите удвоенные буквы, а, следовательно – как мы разобрали выше, - в каждой из удвоенных букв есть буква с сукуном, которая и является причиной необходимого мадда (المد الازِم) . И также в суре «юнус»:
Нет в Коране (в Чтении по Хафсу от ‘Аасым) другого такого слова, когда после буквы-мадд идёт буква с коренным сукуном не в составе удвоенной буквы. Только это слово. Оно 2 раза повторяется в суре «юнус». Первая хамза в этом слове - это вопросительная хамза (همزة الاستفهام). Мы тянем алиф, который после этой хамзы. А (произносимый, т.е., не прописной) алиф, который после второй хамзы, мы не тянем, т.к. сукун после него (если мы останавливаемся на этом слове), будет разделительным сукуном, а не коренным. * Также к необходимому мадду (المد الازِم) относятся самостоятельные буквы, которые мы видим в начале некоторых сур. Например, есть в начале суры буква ص , которую мы читаем как: صَآدْ ; есть буква ن , которую мы читаем как: نُونْ; есть две буквы вместе: حم, которые мы читаем как: حَامِيمْ ; есть три буквы: طسم , которые мы читаем как: طَاسِيمِّيمْ :
Как вы видите из этих примеров, причиной необходимого мадда (المد الازِم) может быть как буква с сукуном сама по себе, так и буква с сукуном в составе удвоенной буквы. *
Учёные разделили необходимый мадд (المد الازِم) на 2 вида: 1) в словах (учёные назвали этот мадд: كَلِمِي - словарный), и 2) в отдельных буквах (с которых начинаются некоторые суры, и учёные назвали этот мадд: حَرْفِي - буквенный). И, когда после буквы-мадд стоит буква с сукуном и эта буква не удвоена, то учёные назвали такой мадд: مُخَفَّفْ - облегчённый; а если после буквы-мадд стоит буква с сукуном в составе удвоенной буквы, то учёные назвали такой мадд: مُثَقَّل -
Виды необходимого мадда (المد الازِم) :
И каждая из этих необходимых маддов тянется на 6 огласовок. Длина одной огласовки – это время произношения одной одной (любой) буквы с любой огласовкой. Наример, مُ = بِ = جَ - всё это длина одной огласовки, мы это уже проходили. Размер мадда-лязим = трём маддам таби’и. То есть, например, длина слова: ياموسى (в котором 3 мадда таби’и каждый по 2 хараката) должна быть равна одному мадду лязим – не длиннее и не короче. * Прошу сейчас вашего внимания. Наследие Пророка, ﷺ, в Коране – это только тело самих букв, которые вы видите в Коране и это то, что было записано перед лицом Пророка, ﷺ. Но арабы в те времена не использовали такие понятия как сукун, щадда, фатха, дамма и касра. Всё это ввели впоследствии учёные – и огласовки и точки над буквами - для нашего с вами облегчения чтения Корана. И также учёные придумали знак мадда, который как бы приказывал читающему: مُدَّ صَوْتَك «тяни звук» . Форма повелительного наклонения глагола «тяни» по-арабски будет مُدَّ . И, когда встречалась буква, которую нужно было тянуть сверх длины естественного мадда, они писали над ней слово: مد . Вот здесь видна эволюция этого значка:
На следующей картинке показан ранний экземпляр мусхафа, где знак мадда стоит над алифом в словах Всевышнего: خُلِقَ مِن مَآءِ دَافِقِ
|