Get Adobe Flash player

 

 

 

Моя Страница на Фейсбук

Как правильно дать совет

Как правильно дать совет


источник


    Совет - это один из сильнейших признаков братства в Исламе. Это - признак совершенства веры и отношений с Аллахом, потому что вера мусульманина не будет полной до тех пор, пока он не начнёт желать своему брату того же, что желает себе, и пока не начнёт бояться за своего брата в том, в чём боится за себя. Именно это и побуждает давать советы.

    Аль-Бухари (57) и Муслим (56) передали от Джарира бну АбдуЛлах (да будет доволен им Аллах):
    "Я присягнул Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на то, что будут совершать молитву, выплачивать дань (заках) и давать совет каждому мусульманину."

    И также Муслим (55) передал от Тамим Ад-Даари (да будет доволен им Аллах), что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,
сказал:
    - Религия – это добрый совет.
    Мы спросили:
    - Для кого?
    Он сказал:
    - Для* Аллаха, для Его Книги, для Его Посланника, для руководителей мусульман и для их народа.

    Ибн Аль-Асир, да помилует его Аллах, сказал:
"Совет их народу, т.е. обычным мусульманам - это значит: помочь им придти к тому, что лучше для них". ( النهاية   (5 /142) )

    Но подача совета требует определённой культуры, которую обязательно должен соблюсти милосердный и внимательный советчик.

    1 - Поводом для совета должно быть только желание добра своему брату-мусульманину и страх за то, что его может постичь зло.

    Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал:
"Совет мусульманам - это желание им того же, что ты желаешь себе, и страх за них в том, в чём ты боишься за себя. Это - быть сострадательным к ним, жалеть их детей, почитать их старшее поколение, грустить их грустью, радоваться их радостью. Даже, если это приведёт к тому, что ты потерпишь убытки в этой жизни, как, например: понижение цен для них или опущение какой-либо выгоды в торговле, и многое другое, что избавляет их от вреда. Это - желание им того, что принесёт им пользу, что приведёт их к согласию и благополучию. Это - помощь им против их врагов, и защита их от любого зла."

    Абу Амр бин Ас-Салях сказал:
    "Совет - это всеобъемлющее слово, включающее в себя всё добро, с которым советчик обращается к человеку - и душой и делом."
( جامع العلوم والحكم (ص 80) )

    2 - Совет должен быть искренним, ради Аллаха. Ни в коем случае не ради того, чтобы показать своё превосходство над своим братом.

    3 - Совет должен не должен содержать ни предательства ни обмана.

    Шейх Ибн Бааз, да помилует его Аллах, сказал:
    "Совет - это искренность без какого-либо обмана и предательства, содержащегося в нём. Мусульманин - в силу величия братства и любви к своему брату - даёт совет своему брату, направляя его к тому, что принесёт ему пользу. Он видит свой совет искренним, без какого-либо порока или обмана. И поэтому арабы говорят про золото: ذَهَبٌ ناصح - т.е., в его составе нет никаких посторонних примесей. И так же говорят про чистый мёд."  ( مجموع فتاوى ابن باز (5/ 90) )

    4 - Совет не имеет цели пристыдить человека или отругать.

     У хафиза Ибн Раджаб есть статья под названием: "Разница между советом и поношением."

        5 - Совет должен быть исполнен духа братства и дружелюбия. Никакой неприязни или нажима.


Всевышний сказал:
( ادْعُ إِلَى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُمْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ )
Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым назиданием и веди спор с ними наилучшим образом. (пер.Кулиев)


    6 - Совет должен быть на основе знания, с разъяснением и доказательством.

    Ас-Са'ди, да помилует его Аллах, сказал:

    "К проявлению мудрости относится начинать призыв имея знания, и не базироваться на невежестве. Начинать, постепенно переходя от важного к важному. И начинать с того, что более всего понятно собеседнику, с того, что он легче всего принимает. Делать это мягко и дружелюбно. Это - если он поддаётся такой мудрой методике. Если же нет, можно перейти к доброжелательному поучению: наказ и запрет, мотивирование и устрашение. Если же собеседник считает, что он не нуждается в наставлении, что он прав, и что разговор бесполезен, то спорь с ним в наилучшей манере. Это - лучший путь к тому, чтобы до него дошло. И также будет правильным, аргументируя, использовать те доказательства, в которых он сам убеждён. Это - кратчайший пусть к достижению цели и лучший способ не дать спору перерасти во вражду и ругань, которая сведёт на нет цель разговора. Ведь цель разговора - это вывести создание Аллах к истине, а не борьба или конфликт." ( تفسير السعدي  (ص 452) )

    7 - Совет должен даваться наедине. Не нужно делать это перед людьми. Только, если это не продиктовано какой-либо очень весомой причиной.

    Ибн Ражах, да помилует его Аллах, сказал:
"Праведные предшественники, когда хотели кому-либо дать совет, делали это тайно".

    И даже некоторые говорили так: тот, кто наставлял своего брата наедине, то это и есть совет. А если это делалось перед людьми, то это - выговор.

    Аль-Фадыль: верующий советует и скрывает, а нечестивец позорит и бесчестит.

( جامع العلوم والحكم (1/ 236) )

    Ибн Хазм, да помилует его Аллах, сказал:

    "Если даёшь совет, то делай это тайно, а не публично. И намёком, а не в лоб. Но, если собеседник
не понимает намёков, то можно говорить прямо. Если же ты не соблюдаешь эти границы, то ты - деспот, а не советчик."  ( الأخلاق والسير (ص 45) )

    Если же есть предположение, что от публичного совета будет больше пользы, то пусть советчик не стесняется дать совет публично. Например, дать публичный ответ тому, кто допустил ошибку в публичной критике по какому-либо вопросу, чтобы люди не повелись на эту критику. Или, например, выразить общественное порицание тому, кто распространяет дозволенность ростовщичества
. Или тому, кто распространяет нововведения или распутство. Публичный совет в подобных ситуациях разрешён, более того, необходим в силу той пользы, которую несёт и устранения большого зла.

    Ибн Раджаб, да помилует его Аллах:
"Если его целью было просто восстановление истины и чтобы людей не соблазнили слова того, кто был неправ, то нет сомнения, что ему - награда за это, и что он этим своим поступком и этим своим намерением соответствует тому совету, который даётся "для Аллаха, для Его Книги, для Его Посланника, для руководителей мусульман и для их народа".

( الفرق بين النصيحة والتعيير (ص 7)  )

     8 - Советчик должен выбирать наилучшие выражения и быть вежливым и мягким с тем, кому даёт совет.

    9 - Советчик должен быть терпелив к тем неприятностям, которые могут постичь его в результате его советов.

    10 - Советчик должен уметь хранить тайну, не подвергать угрозе репутацию мусульманина.

    11 - Прежде, чем дать совет, следует изучить предмет и удостовериться. Не действовать наобум, чтобы не обвинить своего брата в том, чего в нём нет.

     12 - Выбрать для совета подходящее время.

     Ибн Масъуд, да будет доволен им Аллах, сказал:
"У сердец бывает период, когда они страстно желают всё впитать в себя; а бывает период вялости и заторможенности. Берите же их, когда они готовы впитывать, и оставьте их, когда они заторможены." (передал Ибн Мубаарак,  الزهد (1331) )

     13 - Советчик должен разбираться и обладать знаниями в том, что он советует людям и сам не делать то, что запрещает людям.



    Всевышний сказал, упрекая иудеев в том, что их слова расходятся с их делами:
(أَتَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبِرِّ وَتَنسَوْنَ أَنفُسَكُمْ وَأَنتُمْ تَتْلُونَ الْكِتَابَ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ)
     Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь? (пер.Кулиев)


_______________________________________                     

* – тут слово «для» - которое здесь имеет смысл «ради кого» - не нужно путать со словом «кому», т.к. есть разница между понятиями «кому дать совет» или «для кого (ради кого) дать совет».

В толковании этого хадиса у Ан-Науауи приводится следующее:

1) «Совет для Аллаха» (или: ради Аллаха) - это когда ты советуешь кому-либо (а прежде всего себе, а только потом другим) искать спасение в вере в Аллаха, отвергать всё, что придаёт Аллаху соучастников, оставить всякую ересь в отношении Имён и Атрибутов Аллаха и т.д.

2) «Совет для Книги Аллаха» (или: ради Книги Аллаха) - это когда ты советуешь кому-либо (а прежде всего себе, а только потом другим) верить в то, что это – слова Аллаха и Его Ниспослание, и что в ней нет ничего от слов Его созданий, что необходимо возвеличивать эту Книгу, читать её, как положено, правильно толковать и т.д.

3)  «Совет для Посланника Аллаха», (или: ради Посланника Аллаха) - это вера в то, что ему ниспослано, целиком, без исключения, послушание ему в том, что он приказал, и в том, что он запретил и т.д.

4) «Совет для руководителей мусульман» - это помощь им в истине, их послушании истине, напоминание им со всей добротой и мягкостью, доведение до них того, что они упустили из прав мусульман, не выходить против них,  и т.д.

Аль-Хатааби сказал по поводу «Совета для руководителей мусульман» : это молитва за ними и джихад с ними, выплата саадаки им, и не выходить против них с мечом, если они сделали что-то плохое, не восхвалять их попусту, и обращаться к Аллаху с просьбами блага для них.

Также, Аль-Хатааби сказал, что сюда входят и учёные Ислама, и что к «совету для них» относится то, что мы принимаем то, что они говорят, следуем их решениям и имеем хорошее мнение о них.

5) «Совет для их народа» (т.е., для мусульман) – сюда относятся все, за исключением руководителей мусульман – это направление их к добру следующей и этой жизни, защита их от какого-либо вреда, обучение их тому, что они не знают из религии, помощь им в этом делом и словом , и т.д.

 Дорогие братья и сёстры,

Ставьте, пожалуйста, ссылку на источник

при копировании текста на другие сайты.