Ближняя часть горла (أدْنَى الحلق) – это область задней части языка и мягкого нёба.
*
Вот что говорит Ибн Аль-Джазари об этом:
«В его (горла) ближней части –الغينи الخاء»
*
Буква ( غ (الغَيْن :
Обратите внимание на то, что место выхода буквы غ не закрывается полностью при произношении этой буквы! Оно остаётся открытым!
*
Буква خ:
На следующем ролике показано, как произнести букву خ. Заметьте, что место выхода буквы خчуть выше, чем у буквы غ, но оно всё из той же области горла – между задней частью языка и мягким нёбом:
- вы видите, что при произношении خ (также, как и غ ) место выхода буквы не перекрывается полностью.
Внимание! излишнее давление на языка на мягкое нёбо порождает звук, похожий на хрип. Например:
- этот звук получается потому, что место выхода буквы почти перекрывается и звук, прорываясь через перекрытое пространство, начинает выходить толчками, вибрируя. В правильной арабской буквеخнет примеси такого звука, поскольку нет для него причины.
Ещё раз прослушайте, как правильно произносится арабская буква خ :
الحروف لوَسَط الحَلْق
(Буквы из средней части горла)
( ع(العَيْن и(ح(الحاء
Средняя часть горла – это та часть, в которой располагается надгортанник (لِسان المِزْمار). (Надгортанник – это эластичный хрящ гортани. Имеет вид тонкого листа-пластинки. Располагается сразу же за корнем языка. Покрыт слизистой оболочкой. Прим.пер.- из википедии). Всевышний Аллах создал его для того, чтобы во время глотания закрывался вход в дыхательное горло и чтобы пища не попала в лёгкие.
Из этой области надгортанника выходят 2 буквы: عи ح
*
( ع(العَيْن
При произношении этой буквы надгортанник уходит далеко назад, оставляя очень узким место, из которого выходит буква.
Ещё раз:
Но, некоторые наши братья и сёстры произносят эту букву так:
- это потому, что надгортанник не уходит назад настолько, насколько это необходимо и выходит звук, похожий на алиф. Это – неправильная ع , такая ع – в диалектах только и в таком виде она не пришла к нам от арабов времён Пророка, ﷺ.
Посмотрим ещё раз, как правильно произносить эту букву:
Обратите внимание, как надгортанник уходит к спинке горла, когда мы произносим буквуع, оставляя очень узкий проход для буквы, и неважно, буква с сукуном или с огласовкой.
*
(ح(الحاء
Выходит приблизительно из того же места, что и буква ع , но только это место немного просторнее, не так зажато, не так сильно надгортанник примыкает к стенке горла:
- надгортанник так же, как и у буквы ع уходит назад, но не так далеко. Поэтому произношение буквы حне такое трудное, как буквы ع :
Здесь вы можете ещё раз проследить разницу в работе надгортанника у буквы ع и буквы ح :
حروف المدّ واللّين
(Буквы мадд и лиин)
Как формируется звук в речевом аппарате человека?
БУКВА – это звук, который образуется в истинном (محقّق) или подразумеваемом (مقدّر) месте выхода буквы.
Например: перед вами картинка, на которой изображено произношение буквы دс сукуном, но только без свойства "калькаля" (القلقلة). Повторите: آدْ آدْ آدْ :
Мы видим, что, когда язык достигает точки выхода буквы د(произносим её с сукуном), то кончик языка сталкивается с этой точкой. Эту точку называют المخرج (махрадж), или ещё называют: مَقْطَع (макта'). На картинке её место обведено голубым кругом. А сам звук запирается позади этого места, этой точки. Вот это столкновение кончика языка с верхним нёбом в этой точке и привело к образованию звука буквы د.
Почему место выхода буквы называют: "مَقْطَع" (т.е.: место прерывания)? Потому что в этом месте прерывается путь выхода буквы. Воздух пытается выйти, но, дойдя до места выхода, прерывается, встретившись с препятствием в том месте, где образуется и выходит буква.
А почему мы говорим про место выхода буквы : مُحَقَّق (истинное место выхода буквы)? - потому что мы точно знаем, что это за место и знаем про него всё. Например, когда мы говорим, что буква د выходит с кончика языка – это значит, что абсолютно понятно, с какого места произносится эта буква.
Между тем, как на следующей картинке (буква алиф):
- мы видим подразумеваемое (مقدَّر) место выхода буквы. ("Место выхода буквы" по-арабски: مخرج или: مقطع). Здесь показана буква алиф-мадд (الالف الامدية), т.е., алиф, звук которого тянется или естественным маддом или маддом, длиннее естественного. Что мы здесь подразумеваем? почему говорим"подразумеваемый (مقدَّر)"?
Алиф-мадд выходит из объединённой полости рта и горла (الجَوْف). И, когда мы произносим:или:
то голос образуется, выходя из голосовых связок, и далее следует к выходу изо рта. Разве мы видим на пути следования звука что-нибудь, что его прерывает? Не видим. Поэтому, когда нас спрашивают: откуда выходит звук буквы алиф, то мы не можем назвать точно место выхода это звука, мы можем только назвать место, где он начинает зарождаться – это голосовые связки. Поэтому, мы говорим, что алиф выходит из общей полости рта и горла.
По этой причине учёные назвали это место выхода буквы: подразумеваемое место выхода буквы (مقطع مُقَدَّر или: مخرج مقدر).
*
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ БУКВ В РЕЧЕВОМ АППАРАТЕ ЧЕЛОВЕКА
1) буква с сукуном образуется вследствие взаимного столкновения органов речи. Напр., буква مс сукуном выходит вследствие взаимного столкновения губ:
2) между тем как буква с огласовкой выходит - наоборот - вследствие взаимного удаления органов речи, сопровождаемого выходом основы огласовки из того места, где эта основа формируется. Основа огласовки "фатха" - буква алиф, "дамма" - буква و, для "касры" - буква ي.
Например, если мы произносим: مَ , то букву م сопровождает основа огласовки "фатха". Что является основой огласовки "фатха"? Его основа – это алиф. Когда мы произносим: مَ, то используем при этом места выхода буквы مи буквы алиф. И то же самое касается выхода буквы مс даммой или касрой:
*
БУКВЫ МАДД И ЛИН
(حروف المدّ واللين)
(ي(الياء) , ا(الألف и(و(الواو
- это буквы:
■ا (алиф) с сукуном, перед которым бывает только буква с фатхой; ■يс сукуном, перед которой стоит буква с касрой; ■وс сукуном, перед которой стоит буква с даммой.
Их называются «мадд», потому что их можно тянуть (и в дальнейшем для простоты изложения будем называть эти буквы буквами-мадд). И одновременно их назывют буквами-«лин» (اللين - эластичность, мягкость, податливость) – потому что их произношение даётся очень легко, без какого-либо напряжения для речевого аппарата, как по маслу.
Буквы-мадд-и-лиин образуются в процессе вибрации голосовых связок.
*
АЛИФ-МАДД
(الالف المدّية)
Произношение буквы алиф-мадд сопровождается открыванием рта. Язык при этом находится в спокойном состоянии.
Например, когда мы произносим:
то рот открыт, язык не занимает какого-либо специального положения, голосовые связки в это время вибрируют (приложите ладонь к горлу и вы почувствуете эту вибацию. Прим.пер.).
*
و-МАДД
(الواو المدِّية)
Буква و-мадд выходит посредством соединения губ в трубочку при одновременном поднимании задней части языка.
Например, когда мы произносим:
то губы вытянуты в трубочку, задняя часть языка поднята, а голосовые связки вибрируют. Что касается поднятия задней части языка при произношении و-мадд, то, может быть, кто-то из наших братьев, изучающих таджвид, скажут, что это напоминает поднятие языка при произношении букв с восходящим направлением звука (حروف الاستعلاء). Разница между буквой و и буквами с восходящим направлением звука в том, что, когда мы произносим, напр.: قالوا , то в букве و задняя часть языка хотя и поднимается, но средняя его часть не прогибается вниз, как это должно быть у букв с восходящим направлением звука.
Буква و:
У букв с восходящим направлением звука средняя часть языка должна обязательно прогнуться. В этом разница между приподниманием задней части языка в букве و и в буквах с восходящим направлением звука.
*
ي-МАДД
(الياء المدّية)
- мы видим, как звук, выходя из голосовых связок, проходит через поднятую середину языка. Голосовые связки при этом вибрируют.
*
Имам Ибн Аль-Джазари сказал:
«в объединённой полости рта и горла (الجوف): алиф и её сёстры. Это: буквы-мадд, произношение которых заканчивается с прекращением воздуха (выходящего при дыхании)»
Произношение этих букв прекращается с прекращением поступления воздуха из лёгких, поскольку на пути выхода этих букв нет какого-либо препятствия – ни язык, ни губы, ни голос.связки не перекрывают протекание звука, и поэтому звук сходит на нет сам по себе, постепенно замирая с иссяканием поступления воздуха из лёгких.
*
ЧТО ОЗНАЧАЕТ: ОБЪЕДИНЁННАЯ ПОЛОСТЬ РТА И ГОРЛА
(الجَوْف)
Словом "الجوف" учёные назвали область, включающую в себя полость рта (зелёный цвет) и горло (синий цвет):
Из объединённой области рта и горла (الجَوْف)выходят три буквы-мадд. Это буквы:و,ي и Алиф:
Алиф-мадд выходит из голосовых связок, язык при этом находится в спокойном состоянии, рот открыт.
و–мадд выходит из голосовых связок, губы при этом вытянуты в трубочку, задняя часть языка поднята.
ي–мадд выходит из голосовых связок, средняя часть языка при этом поднята к верхнему нёбу, губы никак не участвуют в произношении этой буквы.
Это и есть места выхода (махраджи) трёх букв-мадд.
*
Некоторые наши братья, открывая книги по таджвиду, обнаруживают, что там و-мадд, ي-мадд и алиф-мадд произносятся из объединённой полости рта и горла (الجوف);
а что короткая"و" (т.е., которая не тянется никаким маддом. Это когда она огласована, или когда она с сукуном, а перед ней буква с фатхой) - произносится с губ.
И также обнаруживают, что короткая буква ي (т.е., когда она огласована, или когда она с сукуном, а перед ней буква с фатхой) – произносятся с середины языка.
Причина этих слов – Аль-Халиль Ибн Ахмад Аль-Фарахиди. Это он таким образом разделил буквы ي-мадд, و-мадд и короткие ي иو.
Что же касается его ученика Сибауайха, то он не разделял буквы таким образом и говорил, что ي-мадд и و-мадд, также, как и короткие يи و – выходят из одного махраджа:
—ي-мадд и короткая ي – из середины языка;
— و-мадд и короткая و – образуются посредством вытягивания губ в трубочку.
Конечно, обе они - и короткая и длинная - выходят при вибрации голосовых связок, т.к. они относятся к звонким буквам. Разговор о звонких буквах будет позже.
И поэтому у Сибауайха нет такого места выхода букв, который называется объединённой полостью рта и горла (جوف).
У Сибауайха 16 мест выхода букв. Буква алиф у него выходит из глубины горла (اقصى الحلق) – из области букв хамза и ه. Ведь, когда ты начинаешь произносить алиф, его звук начинается со звука хамзы, а уже потом, когда ты начинаешь тянуть эту букву, выходит звук алифа. И поэтому Сибауайх сказал, что алиф произносится из глубины горла, как и хамза. А و-мадд у него выходит из того же места, откуда выходит и короткая و - т.е. с губ, не снимая роли вибрации голосовых связок. (В старых книгах вибрацию голосовых связок называли "грудным голосом": صوت الصدر). И также ي-мадд и короткая ي – у Сибавайха обе выходят с середины языка.
Ибн Аль-Джазари попытался объединить школы Аль-Фарахидий и Сибауайха следующим образом:
Буквы-мадд относятся ко всему пути протекания звука во рту, то есть, ко всей объединённой полости рта и горла (الجوف). Почему? потому что они выходят с минимальным звуковым давлением.
И при этом:
— в буквеалиф язык занимает спокойное положение.
— в буквеي поднимается средняя часть языка, но с минимальным давлением на середину языка.
— в букве و поднимается задняя часть языка, при этом губы складываются в трубочку. Давление на губы минимальное.
А короткая و и короткаяيотносятся к месту их выхода. Что значит: к месту их выхода?
Это значит, что:короткая وвыходит с губ, акороткаяيвыходит с середины языка. Но только давление воздуха при произношении этих букв будет больше, чем при произношении букв-мадд.(Короткой алиф не бывает, т.к. перед алифом может быть только буква с фатхой)
الحُرُوف لأقْصى الحَلْق
(буквы глубинной части горла)
Это две буквы:
( ء(الهمزة и(ه(الهاء
Вот что говорит Ибн Аль-Джазари про эти буквы:
«Потом (т.е., после того, как мы разобрали, что такое الجوف) в глубине горла (اقصى الحلق): буквы همزة и هاء ;
Глубина горла (اقصى الحلق) – это место расположения голосовых связок и место выхода букв ه и ء.
По теории Сибавайха из этого места также выходит буква алиф.
*
(ء(الهمزة
Когда мы произносим хамзу с сукуном, например, в слогеياءْ , то чувствуем, что голосовые связки при произношении хамзы с сукуном захлопываются полностью и ни малейшего звука не проходит через них:
попробуйте сами, если хотите:
Между тем как при произношении хамзы с огласовкой звук, наоборот, начинается с закрытых голосовых связок, которые с началом произношения огласованной хамзы тут же открываются:
*
(ه (الهاء
Букваهвыходит при вибрации открытых голосовых связок. Створки голосовых связок открыты, однако, находятся очень близко друг к другу:
Здесь обращаю ваше внимание – особенно тех, кто только начинает - на следующее:
Например, человек читает читать суру аль-фатиха и, произнося буквуه, очень сильно раскрывает створки голосовых связок, в результате чего звук буквыهв слове, например: "إهْدِنا" , получается вот таким:
- широкое раскрытие створок гол.связок приводит к быстрому высвобождению большого количества воздуха изнутри наружу, опустошая лёгкие, в результате чего звук буквы ه не получается или выходит неправильным.
Створки голосовых связок должны быть рядом, очень близко, и тогда звук буквы ه будет сильным: