Get Adobe Flash player

Моя Страница на Фейсбук

الحُروف لأدْنَى الحلق

(Буквы из ближней части горла)

 ( غ (الغَيْن  и   خ (الخاء

 

 

 

 

    Ближняя часть горла (أدْنَى الحلق) – это область задней части языка и мягкого нёба.

*

Вот что говорит Ибн Аль-Джазари об этом:

 «В его (горла) ближней части الغين  и  الخاء»

*

Буква ( غ (الغَيْن :

    Обратите внимание на то, что место выхода буквы غ не закрывается полностью при произношении этой буквы! Оно остаётся открытым!

*


Буква خ:

    На следующем ролике показано, как произнести букву خ . Заметьте, что место выхода буквы خ чуть выше, чем у буквы غ , но оно всё из той же области горла – между задней частью языка и мягким нёбом:

 

- вы видите, что при произношении خ (также, как и  غ ) место выхода буквы не перекрывается полностью.

 

     Внимание! излишнее давление на языка на мягкое нёбо порождает звук, похожий на хрип. Например:

- этот звук получается потому, что место выхода буквы почти перекрывается и звук, прорываясь через перекрытое пространство, начинает выходить толчками, вибрируя. В правильной арабской букве خ нет примеси такого звука, поскольку нет для него причины.

    Ещё раз прослушайте, как правильно произносится арабская буква  خ :

 

الحروف لوَسَط الحَلْق

(Буквы из средней части горла)

  ( ع ( العَيْن   и   (ح (الحاء

    

 

 

 

    Средняя часть горла – это та часть, в которой располагается надгортанник (لِسان المِزْمار). (Надгортанник – это эластичный хрящ гортани. Имеет вид тонкого листа-пластинки. Располагается сразу же за корнем языка. Покрыт слизистой оболочкой. Прим.пер.- из википедии). Всевышний Аллах создал его для того, чтобы во время глотания закрывался вход в дыхательное горло и чтобы пища не попала в лёгкие.

    Из этой области надгортанника выходят 2 буквы:  ع  и  ح

*

   ( ع ( العَيْن

    При произношении этой буквы надгортанник уходит далеко назад, оставляя очень узким место, из которого выходит буква.

Ещё раз:


Но, некоторые наши братья и сёстры произносят эту букву так:

- это потому,  что надгортанник не уходит назад настолько, насколько это необходимо и выходит звук, похожий на алиф. Это – неправильная ع , такая ع – в диалектах только и в таком виде она не пришла к нам от арабов времён Пророка, .

Посмотрим ещё раз, как правильно произносить эту букву:

     Обратите внимание, как надгортанник уходит к спинке горла, когда мы произносим букву ع , оставляя очень узкий проход для буквы, и неважно, буква с сукуном или с огласовкой.

*


    (ح (الحاء

    Выходит приблизительно из того же места, что  и буква ع , но только это место немного просторнее, не так зажато, не так сильно надгортанник примыкает к стенке горла:

- надгортанник так же, как и у буквы ع уходит назад, но не так далеко. Поэтому произношение буквы ح не такое трудное, как буквы ع :

    Здесь вы можете ещё раз проследить разницу в работе надгортанника у буквы ع и буквы ح :

 

 

حروف المدّ واللّين

(Буквы мадд и лиин)

 

 

 

     Как формируется звук в речевом аппарате человека?

     БУКВА – это звук, который образуется в истинном (محقّق) или подразумеваемом (مقدّر) месте выхода буквы.


    Например: перед вами картинка, на которой изображено произношение буквы د с сукуном, но только без свойства "калькаля" (القلقلة).    Повторите:  آدْ آدْ آدْ  :


    Мы видим, что, когда язык достигает точки выхода буквы د (произносим её с сукуном), то кончик языка сталкивается с этой точкой. Эту точку называют  المخرج (махрадж), или ещё называют: مَقْطَع (макта'). На картинке её место обведено голубым кругом. А сам звук запирается позади этого места, этой точки. Вот это столкновение кончика языка с верхним нёбом в этой точке и привело к образованию звука буквы د.

    Почему место выхода буквы называют: "مَقْطَع" (т.е.: место прерывания)? Потому что в этом месте прерывается путь выхода буквы. Воздух пытается выйти, но, дойдя до места выхода, прерывается, встретившись с препятствием в том месте, где образуется и выходит буква. 

    А почему мы говорим про место выхода буквы : مُحَقَّق (истинное место выхода буквы)? - потому что мы точно знаем, что это за место и знаем про него всё. Например, когда мы говорим, что буква د выходит с кончика языка – это значит, что абсолютно понятно, с какого места произносится эта буква.

    Между тем, как на следующей картинке (буква алиф):

- мы видим  подразумеваемое (مقدَّر) место выхода буквы. ("Место выхода буквы" по-арабски: مخرج или: مقطع). Здесь показана буква алиф-мадд (الالف الامدية), т.е., алиф, звук которого тянется или естественным маддом или маддом, длиннее естественного. Что мы здесь подразумеваем? почему говорим"подразумеваемый (مقدَّر)"?

     Алиф-мадд выходит из объединённой полости рта и горла (الجَوْف). И, когда мы произносим:или:

то голос образуется, выходя из голосовых связок, и далее следует к выходу изо рта. Разве мы видим  на пути следования звука что-нибудь, что его прерывает? Не видим. Поэтому, когда нас спрашивают: откуда выходит звук буквы алиф, то мы не можем назвать точно место выхода это звука, мы можем только назвать место, где он начинает зарождаться – это голосовые связки. Поэтому, мы говорим, что алиф выходит из общей полости рта и горла.

По этой причине учёные назвали это место выхода буквы: подразумеваемое место выхода буквы  (مقطع مُقَدَّر или: مخرج مقدر).

*

СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ БУКВ В РЕЧЕВОМ АППАРАТЕ ЧЕЛОВЕКА

    1) буква с сукуном образуется вследствие взаимного столкновения органов речи. Напр., буква م с сукуном выходит вследствие взаимного столкновения губ:

    2) между тем как буква с огласовкой выходит - наоборот - вследствие взаимного удаления органов речи, сопровождаемого выходом основы огласовки из того места, где эта основа формируется. Основа огласовки  "фатха" - буква алиф, "дамма" - буква و, для "касры" - буква ي.

    Например, если мы произносим:  مَ , то букву م сопровождает основа огласовки "фатха". Что является основой огласовки "фатха"? Его основа – это алиф. Когда мы произносим: مَ , то используем при этом места выхода буквы  م и буквы алиф. И то же самое касается выхода буквы  م с даммой или касрой:

*

БУКВЫ МАДД И ЛИН

(حروف المدّ واللين)

  (ي (الياء) ا (الألف  и  (و (الواو

 

    - это буквы:

     ■    ا  (алиф) с сукуном, перед которым бывает только буква с фатхой;
     ■   ي с сукуном, перед которой стоит буква с касрой;
     ■   و  с сукуном, перед которой стоит буква с даммой.

    Их называются «мадд», потому что их можно тянуть (и в дальнейшем для простоты изложения будем называть эти буквы буквами-мадд). И одновременно их назывют буквами-«лин» (اللين - эластичность, мягкость, податливость) – потому что их произношение даётся очень легко, без какого-либо напряжения для речевого аппарата, как по маслу.

    Буквы-мадд-и-лиин образуются в процессе вибрации голосовых связок.

*

АЛИФ-МАДД

(الالف المدّية)

    Произношение буквы алиф-мадд сопровождается открыванием рта. Язык при этом находится в спокойном состоянии.

Например, когда мы произносим:

то рот открыт, язык не занимает какого-либо специального положения, голосовые связки в это время вибрируют (приложите ладонь к горлу и вы почувствуете эту вибацию. Прим.пер.).

*

 

و-МАДД

(الواو المدِّية)

    Буква و-мадд выходит посредством соединения губ в трубочку при одновременном поднимании задней части языка.

Например, когда мы произносим:

то губы вытянуты в трубочку, задняя часть языка поднята, а голосовые связки вибрируют.
     Что касается поднятия задней части языка при произношении و-мадд, то, может быть, кто-то из наших братьев, изучающих таджвид, скажут, что это напоминает поднятие языка при произношении букв с восходящим направлением звука (حروف الاستعلاء). Разница между буквой و и буквами с восходящим направлением звука в том, что, когда мы произносим, напр.:  قالوا , то в букве و задняя часть языка хотя и поднимается, но средняя его часть не прогибается вниз, как это должно быть у букв с восходящим направлением звука.

Буква و:

 

    У букв с восходящим направлением звука  средняя часть языка должна обязательно прогнуться. В этом разница между приподниманием задней части языка в букве و и в буквах с восходящим направлением звука.

*

ي-МАДД

(الياء المدّية)


- мы видим, как звук, выходя из голосовых связок, проходит через поднятую середину языка. Голосовые связки при этом вибрируют.

*

 

Имам Ибн Аль-Джазари сказал:

 

«в объединённой полости рта и горла (الجوف): алиф и её сёстры. Это: буквы-мадд, произношение которых заканчивается с прекращением воздуха (выходящего при дыхании)»

    Произношение этих букв прекращается с прекращением поступления воздуха из лёгких, поскольку на пути выхода этих букв нет какого-либо препятствия – ни язык, ни губы, ни голос.связки не перекрывают протекание звука, и поэтому звук сходит на нет сам по себе, постепенно замирая с иссяканием поступления воздуха из лёгких.

*

ЧТО ОЗНАЧАЕТ: ОБЪЕДИНЁННАЯ ПОЛОСТЬ РТА И ГОРЛА

(الجَوْف)

   Словом "الجوف" учёные назвали область, включающую в себя полость рта (зелёный цвет) и горло (синий цвет):

    Из объединённой области рта и горла (الجَوْف)  выходят три буквы-мадд. Это буквы: و ,ي и Алиф:

      Алиф-мадд выходит из голосовых связок, язык при этом находится в спокойном состоянии, рот открыт.

      و–мадд выходит из голосовых связок, губы при этом вытянуты в трубочку, задняя часть языка поднята.

     ي–мадд выходит из голосовых связок, средняя часть языка при этом поднята к верхнему нёбу, губы никак не участвуют в произношении этой буквы.

      Это и есть места выхода (махраджи) трёх букв-мадд.

*

 

     Некоторые наши братья, открывая книги по таджвиду, обнаруживают, что там و-мадд, ي-мадд и алиф-мадд произносятся из объединённой полости рта и горла (الجوف);

    а что короткая  "و" (т.е., которая не тянется никаким маддом. Это когда она огласована, или когда она с сукуном, а перед ней буква с фатхой) - произносится с губ.

     И также обнаруживают, что короткая буква ي (т.е., когда она огласована, или когда она с сукуном, а перед ней буква с фатхой) – произносятся с середины языка.

    Причина этих слов – Аль-Халиль Ибн Ахмад Аль-Фарахиди. Это он таким образом разделил буквы  ي-маддو-мадд и короткие ي и و .

   

    Что же касается его ученика Сибауайха, то он не разделял буквы таким образом и говорил, что ي-мадд и و-мадд, также, как и короткие ي и و  – выходят из одного махраджа:

       ي-мадд и короткая ي – из середины языка;

      و-мадд и короткая و  – образуются посредством вытягивания губ в трубочку.

    Конечно, обе они - и короткая и длинная - выходят при вибрации голосовых связок, т.к. они относятся к звонким буквам. Разговор о звонких буквах будет позже.

    И поэтому у Сибауайха нет такого места выхода букв, который называется объединённой полостью рта и горла (جوف).

     У Сибауайха 16 мест выхода букв. Буква алиф у него выходит из глубины горла (اقصى الحلق) – из области букв  хамза и ه. Ведь, когда ты начинаешь произносить алиф, его звук начинается со звука хамзы, а уже потом, когда ты начинаешь тянуть эту букву, выходит звук алифа. И поэтому Сибауайх сказал, что алиф произносится из глубины горла, как и хамза. А و-мадд у него выходит из того же места, откуда выходит и короткая و - т.е. с губ, не снимая роли вибрации голосовых связок. (В старых книгах вибрацию голосовых связок называли "грудным голосом": صوت الصدر). И также ي-мадд и короткая ي – у Сибавайха обе выходят с середины языка.

 

    Ибн Аль-Джазари попытался объединить школы Аль-Фарахидий и Сибауайха следующим образом:

    Буквы-мадд относятся ко всему пути протекания звука во рту, то есть, ко всей объединённой полости рта и горла (الجوف). Почему? потому что они выходят с минимальным звуковым давлением.

         И при этом:

    —  в букве алиф язык занимает спокойное положение.

    —  в букве ي поднимается средняя часть языка, но с минимальным давлением на середину языка.

    —  в букве و поднимается задняя часть языка, при этом губы складываются в трубочку. Давление на губы минимальное.

      А  короткая و и короткая ي относятся к месту их выхода.  Что значит:  к месту их выхода? 

     Это значит, что: короткая و  выходит с губ, а короткая ي выходит с середины языка. Но только давление воздуха при произношении этих букв будет больше, чем при произношении букв-мадд. (Короткой алиф не бывает, т.к. перед алифом может быть только буква с фатхой)

 



الحُرُوف لأقْصى الحَلْق

(буквы глубинной части горла)

 

 

 

 

 

Это две буквы:

( ء (الهمزة  и   (ه (الهاء

Вот что говорит Ибн Аль-Джазари про эти буквы:

«Потом (т.е., после того, как мы разобрали, что такое الجوف) в глубине горла (اقصى الحلق): буквы  همزة и هاء ;

А из середины его (горла):  عين и حاء »

*

Синим цветом показана область горла:

    В нём располагаются 3 места выхода для 6-ти букв:

   الهمزة)ء , (الهاء)ه , (العين)ع , (الحاء)ح , (الغين)غ , (الخاء)خ)

    Глубина горла (اقصى الحلق) – это место расположения голосовых связок и место выхода букв  ه и ء.

    По теории Сибавайха из этого места также выходит буква алиф.

*

 ( ء (الهمزة

    Когда мы произносим хамзу с сукуном, например, в слоге ياءْ , то чувствуем, что голосовые связки при произношении хамзы с сукуном захлопываются полностью и ни малейшего звука не проходит через них:

попробуйте сами, если хотите:

    Между тем как при произношении хамзы с огласовкой звук, наоборот, начинается с закрытых голосовых связок, которые с началом произношения огласованной хамзы тут же открываются:

*

 (ه (الهاء

   Буква ه выходит при вибрации открытых голосовых связок. Створки голосовых связок открыты, однако, находятся  очень близко друг к другу:


      Здесь обращаю ваше внимание – особенно тех, кто только начинает - на следующее:

    Например, человек читает читать суру аль-фатиха и, произнося букву ه, очень сильно раскрывает створки голосовых связок, в результате чего звук буквы ه в слове, например: "إهْدِنا" , получается вот таким:

- широкое раскрытие створок гол.связок приводит к быстрому высвобождению большого количества воздуха изнутри наружу, опустошая лёгкие, в результате чего звук буквы  ه не получается или выходит неправильным.

    Створки голосовых связок должны быть рядом, очень близко, и тогда звук буквы ه будет сильным:

- мы видим, что звук буквы  ه здесь очень ясный.

 

 Дорогие братья и сёстры,

скачивание видео-роликов и картинок запрещено.

Ставьте, пожалуйста, ссылку на источник

при копировании данного тектста на другие сайты.