Get Adobe Flash player

 

 

 

Моя Страница на Фейсбук

Пределы соблюдения таджвида

Пределы соблюдения таджвида в Чтении Корана

 

 

 

 

   

Далее Ибн Аль-Джазари в своей касыде «منظومة المقدمة فيما يجب على قارئ القرءان أن يعلمه» в главе "Таджвид" говорит:


"Держаться таджвида (в Чтении Корана) совершенно необходимо ***  Тот, кто неправильно читает Коран - грешник.

Потому что так (с таджвидом) он (Коран) был ниспослан Аллахом Всевышним *** И в таком виде дошёл до нас.

Он (таджвид) также - украшение чтения *** И украшение того, что принято (от шейхов) и Чтения Корана.

И это (таджвид): предоставление буквам их права *** В виде свойств (которыми они обладают) и того, что вытекает из этих свойств (например: объёмность произношения, мягкость и т.п.).

(И он, таджвид - это:) возвращение каждой буквы к её истоку *** И произношение подобного одинаково,

Полноценно (то есть, со всеми свойствами и всем, что вытекает из этих свойств), без натянутости *** Произнося легко, без насилия.

И между (овладением) таджвидом и оставлением его *** Только (постоянная) тренировка органов речи."

*

    Слово (مكملا) из предпоследней строки можно произносить: مكمَّلا , а можно: مكمِّلا.

   Если مكمَّلا, то это слово является обстоятельством образа действия (حال) для слова «буквы». То есть: буквы в полноценном исполнении, произношении.

    А, если мы говорим: مكمِّلا, то это будет обстоятельством образа действия, относящимся к чтецу Корана. То есть, имеется в виду, что чтец должен быть полноценен в том, что касается чтения - в произношении букв со всеми их свойствами, а не только некоторыми. Ведь чтец, когда читает Коран, должен выводить букву из её места, сохраняя все её свойства (حقوقها من الصفات), и всё, что вытекает из этих свойств.

    Фраза в этой же сроке: من غير ما تكلف (без какой-либо деланности). Частица ما тут является добавочной, в риторике служащей для подтверждения отрицания (زائدة للتوكيد).

*

Что означает само слово "таджвид"?

    "Таджвид" - от глагола: جود - повысил качество исполнения чего-либо, довёл до высокого качества, сделал что-либо отлично, правильно.

    Насколько мы знаем, впервые этот термин был упомянут в словах, приписываемых Али Ибн Абу Талиб - да будет доволен им Аллах. Говорится, что, когда его спросили о смысле Слов Всевышнего: {وَرَتِّلِ الْقُرْآَنَ تَرْتِيلًا}, то он ответил: "هو: تجويد الحروف ومعرفة الوقوف" , то есть: таджвид - это правильное произношение букв и знание остановок (и начал) Чтения. Таким образом приводятся его слова в некоторых книгах по таджвиду, но при этом не упоминается цепочка передатчиков этого асара. Но, даже, если закрыть глаза на достоверность приписывания этих слов Али Ибн Абу Талиб, или недостоверность этого приписывания, то всё равно смысл этих слов правильный. Да, действительно, таджвид - это это правильное произношение букв и знание остановок (и начал) Чтения и без этого Чтецу не обойтись.

    Наука "таджвид" сформировалась через какое-то время после зарождения Ислама в результате насущной потребности, возникшей в исламской общине.

    Как мы знаем, Коран был ниспослан на чистом арабском языке, на языке нашего Пророка, , и на языке его народа. Все они - арабы. Если Книга ниспосылается на родном языке человека, то нет необходимости ему изучать, как произнести ту или иную букву, или где место выхода той или иной буквы. Это всё естественно для него с рождения. Проблема началась с принятием Ислама иностранцами, столкнувшимися с буквами, не существующими в их языке и конструкцией предложений, влекущей за собой изменения окончаний слов - а арабский язык на этом зиждется, - чего не было в их родном языке.

    И поэтому во время своего правления Али Ибн Абу Талиб, когда много иностранцев вошло в Ислам, Али Ибн Абу Талиб обратил внимание на эту проблему и попросил Абу Аль-асъуад Ад-ду'али (أبو الأسود الدؤلي) - он был чистокровным арабом и интересовался проблемами различий в диалектах между различными племенами, - чтобы он расставил знаки, которым бы люди следовали в Чтении. Это были первые знаки в мусхафе - в виде красных кружочков на месте фатхи, даммы и касры.

    В общем, с приходом иностранцев в Ислам, учёные поняли важность проблемы и необходимость ввода правил, которых люди будут придерживаться и следовать им, избегая ошибок в Чтении и охраняя смысл Корана от искажений. Учёные, пришедшие после  Абу Аль-асъуад Ад-ду'али - прежде всего аль-Халиль ибн Ахмад аль-Фарахиди, затем его ученик Сибауайх и др. - описали места выхода букв, их свойства, их сочетания и взаимодействия, ищмам, раум, идгам и т.д.. Это можно найти в конце старых книг по грамматике и сарфу. И наши учёные извлекли из этих книг всё, что непосредственно касалось Чтения Корана, составив это в отдельные труды. Так появилась наука Таджвид.

    Таким образом, место и важность науки Таджвид ничем не отличается от места и важности науки Грамматика и Сарф. Так же, как грамматика и сарф выведены из языка арабов, так же и таджвид. Ведь Коран ниспослан на языке арабов. И, если бы не скрупулёзная точность в описании всех букв, их свойств и т.д. нашими учёными, то было бы утрачено правильное произношение Корана. Почему? Из-за долгого обращения в течением времени звуки трансформируются и даже заменяются одни на другие. И мы видим это в некоторых арабских странах, в их диалектах, как одна и та же буква в одной стране произносится так, в другой - по-другому, в третьей - тоже по-другому. И, если так читать Коран, то будет искажён и утрачен смысл содержания Корана.

    Поэтому достоинство учёных, собравших и систематизировавших для нас эти правила, не сравнимо ни с какими другими учёными на свете, так как наука Таджвид хранит для нас Коран таким, каким он был ниспослан. И, если бы не наука Таджвид, то его произношение затерялось бы между диалектами и другими языками. Но наука Таджвид сейчас, по истечении 15-ти веков! после ниспослания Корана, - вы послушайте, как на международных конкурсах Чтения Корана приезжают конкурсанты из разных стран, с разными языками - и читают так, словно читает один человек, даже, если их родные языки очень и очень далеки от арабского языка. Наука Таджвид - это гордость Ислама! Ни одна буква не изменилась с тех пор. Как мы сможем отблагодарить этих учёных?! Как можем отблагодарить имама Ащ-Щатыби? Имама Аль-Джазари? Абу 'Амр Ад-Дани? Аль-Фарахиди и Сибаувайха, и других, которые положили свои жизни на описание и систематизацию правил, на обозначения и разметку мусхафа, и в жизни которых не было другой заботы, кроме сохранения Корана.

    Вот это - смысл слова "таджвид", о котором говорил имам Аль-Джазари в выше приведённых строках своей касыды.

*

Теперь вопрос: насколько мы обязаны придерживаться таджвида? и какова ответственность?

    Ответ будет посередине. Между чрезмерностью, выходящей за границы разумного, запугиванием и устрашением, что тот, кто не соблюдает правила таджвида - грешник; и между попустительством.

    Места выхода букв и соблюдение свойств букв - конечно, это обязательно и это каждый понимает сам, так как их нарушение приводит к искажение смысла аятов.

    Но, вот, например, если взять обычного мусульманина - не преподавателя таджвида, преподаватель обязан знать таджвид отлично, - обычного мусульманина, который пытался, пытался научиться правильно произносить, изнурил себя безуспешными тренировками, но ничего не получилось, такой человек прощается.  Пусть он читает для себя. Пусть он читает для себя, самое главное, никого не обучает. Тот, кто не может отлично произнести какую-либо арабскую букву, не имеет права обучать ей другого.

    Следовательно,

1 - места выхода букв (مخارج الحروف): соблюдение их обязательно в любом случае: во время занятий с учителем, или во время обычного повседневного Чтения для себя. Нарушение их абсолютно недопустимо! Почему? Потому что это искажает смысл. Как, наприме, замена буквы ح в слове:на خ или на ه .

    А свойства букв? насколько мы обязаны соблюдать их?

2 - свойства букв (صفات الحروف) мы можем разделить на 2 группы:

     Первая группа - это свойства, нарушение которых приводит к изменению буквы. Соблюдение их обязательноНарушение их абсолютно недопустимо! Что значит: абсолютно? Это значит, что в любой ситуации: во время занятий с учителем, или во время обычного повседневного Чтения для себя. Например, в Коране есть слово: الطلاق в аяте: { الطَّلَاقُ مَرَّتَانِ..}. И есть слово: التلاق в аяте: {لِيُنْذِرَ يَوْمَ التَّلاق}. Эти два слова имеют противоположный смысл: الطلاق - развод, التلاق - встреча. Если мы произнесём ط - мягко, а ت - объёмно, то нарушится смысл аятов до противоположного. Или, например, если произнести букву ص в слове:мягко, а букву س в слове:объёмно, то смысл этих слов совершенно изменится. Значит, соблюдение таких свойств абсолютно необходимо. Кроме тех, кто - ещё раз повторяю - приложил все свои усилия и безуспешно, то тот прощаем и читает только для себя! Не преподаёт, не обучает, не встаёт имамом. Тот, кто искажает буквы, пусть не рвётся к михрабу. У михраба встаёт только тот, чьё произношение букв совершенно с точки зрения соблюдения мест выхода букв и соблюдения тех свойств букв, которые влияют на смысл аятов.

    Вторая группа - мы можем назвать эти свойства украшающими, улучшающими звук букв (صفات تزينية تحسينية), делающими произносимые буквы полностью соответствующими тому, как они произносились арабами во времена Пророка, . Например, если человек произносит слог رَ или слог خَ мягко, или произнёс букву ن без сокрытия, там, где она должна быть сокрытой, или длина слабой буквы (الحرف الرخو) с сукуном получилась такой же, как длина сильной буквы (الحرف الشديد), и также всё, к чему учёные применяют термин "скрытая ошибка" (اللحن الخفي) - то всё это не меняет смысл слова и не меняет саму букву. Но что можно сказать про такого чтеца? Здесь тоже существует две ситуации:

                      а) когда Чтец принимает такое Чтение от своего шейха, то соблюдение этих свойств обязательно. Нарушение их недопустимо! Потому что несоблюдение таких свойств - это ложь и искажение  передачи Корана. Это - предательство по отношению к Религии и по отношению к знаниям.

                      б) если это обычное чтение, человек сидит, читает для себя, и случилось, что нарушил некоторые украшающие свойства. То здесь - в свою очередь - тоже два подхода:

                                                          1) человек, который в совершенстве овладел произношением и правилами таджвида, но по лени пропускает некоторые украшающие свойства букв. Нельзя сказать, что это - харам. Но говорим, что этот человек пренебрегает тем, что достиг и тем, чему научился и поэтому он порицаем. Порицаем, потому что достиг совершенства в Чтении Корана, но читает его, как обычный человек.

                                                      2) если это обычный мусульманин - например, моя мама или твоя мама - читает для себя, её чтение не изменяет и не искажает смысла, не изменяет буквы. Но она не знает как следует правила таджвида и пропускает некоторые украшающие, улучшающие Чтение свойства - и большинство простых мусульман читают именно так, - то разве скажем про такого человека, что он великий грешник? Если скажем так, то насколько усложним жизнь мусульманской общине. Мы хотим запугать людей и отогнать от Корана или хотим привить им любовь к Корану? Поэтому мы говорим про такого человека, что чтение его не соответствует полностью правилам Чтения Корана, что оно несовершенно, но ему простительно.

    В вышеприведённом фрагменте касыда Аль-Джазари говорит: "من لم يصحح القرآن آثم" - "кто читает Коран неправильно - тот грешник". Но у Аль-Джазири есть другой вариант этой строки: "من لم يجود القرآن آثم" - "кто читает Коран без таджвида - тот грешник". Почему я (говорит Айма Суайд про себя) выбрал первый вариант? Потому что слова: "..кто читает Коран без таджвида.." - в наше время невыносимое бремя для мусульманской общины, поскольку эти слова подразумевают скрупулёзное соответствие всем правилам и, в конце концов, это запугает людей и отвратит их от Корана. А слова "..кто читает Коран неправильно.." подразумевают отсутствие ошибок, приводящих к изменения смысла и окончаний слов (الإعراب), то есть, того, что учёные назвали "явный ошибкой" (اللحن الجلي).

    Что касается другой версии этих слов: "من لم يجود القرآن آثم" - "кто читает Коран без таджвида - тот грешник" предполагающих доскональное владение таджвидом при Чтении Корана, то подобная степень детального и досконального владения тонкостями таджвида возлагается на тех, кто принимает Чтение от своего шейха для получения разрешения на обучение (الإجازة) ради сохранения оригинального произношения Корана для будущих поколений и передачи им.

    Вот таким образом распределяется степень ответственности в соблюдении правил таджвида в Чтении Корана. Человек не ставится в безвыходное положение под угрозой стать грешником, если у него не получается читать правильно, но и запрещается попустительство и всепрощение ради сохранения произношения в Чтении и правил Чтения Корана, который Аллах взял на Себя обязательство хранить от искажений.

    Вышеприведённые рассуждения мы можем представить в сокращённом виде в следующей таблице:

про места выхода букв мы уже сказали выше, что несоблюдение их - абсолютно недопустимо и в данной таблице рассмотрим только степени обязанности соблюдения таджвида с точки зрения свойств букв