Get Adobe Flash player

This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

 

Моя Страница на Фейсбук

Раздельный мадд (المد المُنْفَصِل)

 المد المُنْفَصِل

(раздельный мадд)

 

    Мы прошли в прошлой лекции соединённый мадд (المد المُتَّصِل), где после буквы-мадд идёт хамза внутри одного слова.

    Но это не нужно путать с ситуацией, когда буква-мадд и хамза находятся в разных словах: то есть, когда первое слово заканчивается на букву-мадд, а следующее слово начинается с разделительной хамзы. Например:  يا أيُّها    или:   قُواْ أَنْفُسَكُمْ  или:  فِي أَنْفُسِكُمْ . Такой мадд называется المد المُنْفَصِل (раздельный мадд, или: разделённый мадд.).

    Теперь у нас вопрос: этот мадд – то же самое, что и соединённый мадд (المد المُتَّصِل) или нет?

    Хафс от ‘Аасым согласно труду «الشاطبية» говорит: «да», полностью как  соединённый мадд (المد المُتَّصِل). То есть 4 или 5 огласовок и учёные ещё называют этот мадд разрешённым маддом (المد الجائز).

    И Ибн Аль-Джазари – возращаясь к его строкам, начатым в прошлых лекциях – говорит об этом так:

 

    «и (этот мадд)  разрешён, когда (буква мадд) стоит отдельно (от хамзы в другом слове)»

 

     الجائز (разрешённый) – потому что разрешено тянуть. Но можно и не тянуть – это передаётся от ряда имамов, среди которых и Хафс, но только он передаёт это не по «الشاطبيّة», а с других источников, описанных у имама Ибн Аль-Джазари в его великой касыде «طَيِّبة النَّشْر في القرأءات العَشْر».

    О, если бы у меня было время рассказать вам о имаме Ибн Аль-Джазари. Этот человек превосходит всех мусульман. Я, братья, с наукой таджвид и видами Чтения Корана уже более 40 лет (больше уже, т.к. эти лекции вышли приблизительно в 2011г.. Прим.перев.). И я не знаю никого, клянусь Аллахом, - после сподвижников – чьё превосходство над общиной мусульман было бы больше, чем у него в науке таджвид и видах Чтения Корана. Все имамы – достойны высокого уважения, но ..сказал Аллах:

تِلْكَ الرُّسُلُ فَضَّلْنَا بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ

     Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими.(перев.Кулиева)

     И, если даже посланники превосходили друг друга, то что говорить об учёных. Мы всёх учёных уважаем и все они превосходят нас, но ..хвала Тому, Который обособил этого человека – Мухаммада Ибн Аль-Джазари – среди других учёных. О, если бы мы однажды поговорили о нём. Всякий раз, когда мы будем говорить о таджвиде, нам не избежать упоминаний о нём, о том, что он говорил в той или иной книге. Его «طَيِّبة النَّشْر في القرأءات العَشْر»  у Чтецов Корана – то же, что Сахих Аль-Бухари у учёных-хадисоведов. Когда хадисовед говорит: «Сахих Аль-Бухари», то что имеет в виду? Что это самая достоверная книга – после Книги Всевышнего Аллаха. И также Чтецы Корана, когда говорят «النَّشْر في القرأءات العَشْر» , то имеют в виду также степень достоверности. Это большая книга в 2-х томах и эти 10 видов чтения, описанные в ней - от 1000 цепочек передатчиков, достоверность которых соответствует условиям достоверности хадисов Аль-Бухари.

    Таким образом, можно по Хафсу согласно книге "طيبةُ النَّشْر في القرأءات العَشْر" (в которой коротко изложено содержание огромного труда «النَّشْر في القرأءات العَشْر») – и также согласно другим видам Чтения - читать раздельный мадд (المد المنفصل)  в 2 огласовки. То есть: тянуть соединённый мадд (المد المتصل) и читать коротко раздельный мадд (المد المنفصل). Поэтому наши учёные назвали этот мадд разрешённым (الجائز). Почему? Потому что можно его укоротить до длины естественного мадда в 2 огласовки. Ведь от Посланника Аллаха, , передаётся и укороченный раздельный мадд (المد النفصل), но также передаётся и удлинённый  раздельный мадд (المد المنفصل) размером как соединённый мадд (المد المتصل).

    Мы уже проходили скорости чтения Корана. Тому, кто читает с быстрой скоростью, конечно, подходит укороченный раздельный мадд (المد المنفصل) в 2 огласовки. А кто читает со средней или медленной скоростью, то тому подходит полноценный раздельный мадд (المد المنفصل). Например, шейхи во время молитвы тараауих стараются прочитать суры насколько возможно побыстрее, чтобы не утомлять людей и поэтому стараются выиграть время хотя бы на укорочивании раздельного мадда (المد المنفصل). Это можно, можно. Но только нельзя укорачивать соединённый мадд (المد المتصل). Потому что соединённый мадд у нас – обязателен (واجب), а раздельный – разршён (جائز  - разрешено его укорочивание), даже, если мы взяли это не из «الشاطبية», а из «طَيِّبة النَّشْر في القرأءات العَشْر» , где упоминается Чтение по Хафсу.

    Итак,  раздельный мадд (المد المنفصل) - это когда буква-мадд стоит в конце первого слова, а разделительная хамза – в начале следующего слова. Например:

    Нужно понимать, что, если мы останавливаемся на слове  بمآ , то уже не тянем раздельный мадд (المد المنفصل), так как вместе с остановкой исчезает причина для этого мадда и читаем обычно, с естественным маддом в 2 огласовки.

    Также: если останавливаемся на слове  قالوا – остаётся только естественный мадд.

Также: если останавливаемся на слове  وفي – остаётся только естественный мадд.

    В виде Чтения по Хафсу согласно труду "الشاطبيةраздельный мадд (المد المنفصل) тянется на 4 или 5 огласовок.

 

    Примечание:

    В Коране часто употребляется частица обращения " يا " . Во времена Пророка, , арабы обычно присоединяли эту частицу прямо к слову, к которому она относится. И алиф, который в этой частице, они не писали, а только произносили. Например: вместо   ياموسى , писали:  يَموسى (но алиф всё равно произносился). Но что делать, когда после этого алифа идёт хамза? Например:  ياءادَم . Этот мадд будет соединённый или раздельный?  Раздельный (المنفصل) ! Он останется раздельным! Потому что нужно смотреть на основу словосочетания, а не на то, как написано, ведь частица  يا  и имя  ءادم – это два разные слова и применимый к ним мадд рассматриваем именно с этой точки зрения.

    Также словосочетание  هَأَنْتُم  - где два слова: частица обращения внимания ها и местоимение  انتم .

    Также словосочетание  هَؤلاءِ  - где два слова: частица обращения внимания ها и местоимение  أولاء .

    Во всех этих случаях – мадд будет раздельным, а не соединённым и тянем его на 4 или 5 огласовок, если в остальных словах у нас этот мадд тянется на 4 или 5 огласовок:

- если мы выбираем в своём чтении для  раздельного мадда (المد المنفصل) 2 огласовки, то в этих примерах и подобных им тянем раздельный мадд тоже на 2 огласовки.

  Заметьте, что в последнем примере в слове  هَؤلآء два мадда. Первый - раздельный мадд (المد المنفصل), а второй – соединённый мадд (المد المتصل). И, если мы выбрали для раздельного мадда 2 огласовки, то соединённым мадд всё равно тянем на 4 или 5 огласовок (потому что он обязателен - واجب).

    Ещё одно замечание:

    Мы знаем уже, что и раздельный мадд (المد المنفصل) и соединённый мадд (المد المتصل) тянутся или на 4 или на 5 огласовок.
    И, вот, например, я начал читать и встречается мне раздельный мадд (المد المنفصل) и я тяну его на 4 огласовки. Потом встречается мне соединённый мадд (المد المتصل). То что? мне его тянуть всё равно на сколько: на 4 или на 5 огласовок?! Ответ: нет. Если тянется раздельный мадд (المد المنفصل) на 4 огласовки, то и соединённый мадд (المد المتصل) – на 4 огласовки, если тянется раздельный на 5 огласовок, то и соединённый– на 5 огласовок.

    И также, если наоборот, то это будет правильным. Если ты читаешь и встречается тебе соединённый мадд (المد المتصل) и ты тянешь его на 4 огласовки, а потом встречается тебе раздельный мадд (المد المنفصل), то тянешь его только на 4 огласовки; а, если тянешь соединённый на 5 огласовок, то и раздельный на 5 огласовок.

    А, если в  раздельном мадде (المد المنفصل) тянем 4 огласовки, а всоединённом (المد المتصل) при этом тянем на 5 огласовок, или, наоборот, соединённый мадд (المد المتصل) тянем на 4 огласовки, а раздельный на 5 огласовок, то это недопустимо. Никто из имамов так не делал.

Итог сказанного: 

4 огласовки раздельного мадда (المد المنفصل) тянутся только с 4-мя огласовками соединённого,

а 5 огласовок раздельного мадда (المد المنفصل) тянутся только с 5-ю огласовками соединённого:

 

 Дорогие братья и сёстры,

скачивание видео-роликов и картинок запрещено.

Ставьте, пожалуйста, ссылку на источник

при копировании текстов на другие сайты.