Get Adobe Flash player

 

 

 

Моя Страница на Фейсбук

 

Каково решение относительно использования вещей, сделанных из кожи животных?

 

Каково решение относительно использования вещей, сделанных из кожи животных?

 

  Источник

 

    Вопрос:

    Каково решение относительно использования вещей, сделанных из кожи животных?

    Ответ:

    Слава Аллаху.

    Кожу используют во многих изделиях. Из неё делают сумки, верхнюю одежду, обувь, ремни и другое.

  Что касается искусственной кожи – неважно, изготовлена она из продуктов нефти или из другого – является дозволенной и чистой, поскольку основой для этих вещей является их дозволенность и их чистота.

   Что же касается вещей, сделанных из кожи животных, то решение относительно этого различается в зависимости от той кожи животного, из которой изготавливается изделие.

    Кожа животного может находиться в следующих состояниях:

 

   1кожа принадлежит животному, мясо которого дозволено есть и которое заколото узаконенным щариатом способом.

    Эта кожа является чистой по единодушному мнению учёных, т.к. она стала чистой и пригодной, очистившись вследствие закалывания животного по щариатау. Как, например: верблюды, коровы, мелкий домашний скот, антилопы, кролики и другие – неважно, дубили их кожу или нет.

    Ибн Хазм – да помилует его Аллах – сказал:

    «..Пришли к соглашению, что кожа того, чьё мясо можно есть – если животное было правильно заколото, - чистая, разрешённая для использования и продажи». («Мараатибу-ль-иджма’», стр.23)

 

    2кожа животного, чьё мясо разрешено есть, но это животное не было заколото по закону щариата или оно уже было мёртвым.

    Такая кожа является нечистой, т.к. она в этом случае – часть мёртвого животного, а мёртвое животное является нечистотой и становится чистой только вследствие процесса дубления.

    Что такое дубление: это обработка кожи очищающими средствами, которые удаляют из неё продукты гниения, разложения и влагу. Для этого используют листья одного из видов акации (القَرَظ), чернильный орех, квасцы (растение с приятным запахом), кожуру граната и др..

    В наше время дубление кожи выполняется на крупных производствах посредством химических веществ, которые очищают кожу и которые в результате достигают той же цели. ..Дубление может быть выполнено любым способом, если оно убирает с кожи разложение и порчу.

    Все виды кожи, используемые сегодня для сумок, одежды, ремней и т.п., уже прошли процесс дубления и очищения от влаги и крови.

    На очищение такой кожи методом дубления указывает то, что передал Муслим (366) от от Абу Аль-Хайр, который спросил ‘АбдуЛлаха бну ‘Аббас – да будет доволен Аллах ими обоими, - который сказал:

    «Я сказал: мы бываем в Магрибе и с нами находятся берберы и поклонники огня, и они приносят нам уже заколотого барана. Мы не едим то, что они закололи. И они приносят нам бурдюк, в которым кладут курдючный жир».

    И Ибн ‘Аббас – да будет доволен Аллах ими обоими – сказал: «Мы спросили Посланника Аллаха, , об этом и он сказал: «Его дубление – это его очищение».

   Также передал Муслим (363) от Ибн ‘Аббаса - да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: вольноотпущеннице Маймуны была дана садака в виде овцы, которая потом умерла. Мимо неё прошёл Посланник Аллаха, , и сказал:

     - Почему же вы не взяли её (недублёную) кожу, продубили бы и пользовались бы этим.

    Они сказали:

    - Она мёртвая.

    Он сказал:

    - То, что запрещено – это есть её.

    Это указывает на то, что кожа мёртвого животного, мясо которого можно есть, становится чистым после дубления.

 

    Ибн Баттааль – да помилует его Аллах – сказал:

    «Этого придерживаются учёные и имамы-муфтии. Ибн  Аль-Кассар сказал, что это – последнее, что сказал Маалик (на эту тему), и это то, что сказали Абу Ханифа и Ащ-Щаафи’и». («Щарху-сахихи-ль-Бухари», 5/441)

 

    3когда кожа из дикого животного, как, например, льва, тигра, волка, медведя, шакала, ласки.

    Кожа этих животных – нечистая, независимо от того, было животное заколото или умерло, или его убили. Потому что, даже, если его закололи, оно всё равно не является разрешённым (для еды), оно не станет пригодным и останется нечистотой в любом состоянии.

   Но учёные разошлись во мнениях относительно того, делает ли дубление эти кожи чистыми или нет и их использование не допускается в двух случаях (согласно тому, что приводится в достоверных текстах о запрете её использования):

    На это указывает то, что пришло от Абу Аль-Малих, который передал от своего отца, что:

   «Пророк, , запретил использование кожи диких животных в качестве подстилки». (передал Ат-Тирмизи/1771 , подтвердили достоверность этого Ан-Науауи и Аль-Альбани).

    Передаётся от Аль-Микдам бну Ма’ди Кариб, что:

    Посланник Аллаха, , запретил одеваться в кожи диких животных и использовать их для верховой езды. (передал Абу Дауд/4131, подтвердил достоверность Аль-Альбани)

    Эти хадисы указывают  на то, что кожа диких животных не разрешена для использования вообще.

    Ат-Тирмизи сказал: «Некоторые учёные из сподвижников Пророка, , и другие сказали, что не одобряют кожу диких животных, даже, если она прошла дубление. Так говорит ‘АбдуЛлах бну Аль-Мубаарак, Ахмад, Исхак. И они проявляют ещё большую строгость в этом в использовании такой кожи в качестве одежды и молитвы в ней». («Сунану-Т-тирмизи», 1771)

 

    Некоторые учёные сказали:

    «Запрет на использование кожи диких животных подразумевает использование её до дубления».

    Ан-Науауи – да помилует его Аллах - сказал:

    «Это (мнение) – слабое, так как бессмысленно в этом случае особым образом выделять диких животных. Кожа всех животных в этом случае расценивается одинаково». (1/221)

    Причина запрета использования такой кожи в том, что это влечёт за собой гордость и самолюбование, в этом уподобление тиранам, такая кожа – предмет роскоши и расточительства.

Поэтому её использование не разрешено независимо от того, была эта кожа очищена дублением или нет.

 

    4когда кожа от животного, которое нельзя есть, но оно не относится к диким животным. Например: змеи, слоны, ослы, обезьяны, свиньи и т.п..

    Кожи таких животных являются нечистóтой, независимо от того, были они заколоты, или умерли или были убиты, потому что, даже, если их заколоть по щариату, то от этого они не станут дозволены (для еды). Эти животные остаются нечистóтой во всех случаях.

    Но, если продубить такую кожу, станет ли она чистой? В этом есть разногласие между учёными:

    Одни говорят, что дубление чистит любую кожу, кроме кожи свиньи и собаки.

    Ибн ‘АбдульБарр – да помилует его Аллах – сказал: «Такого мнения придерживаются исламские правоведы  из учёных, следующих Книге Аллаха и Сунне из Хиджаза, Ирака и Щама» («Аль-истизкаар», 295/5)

    На такую точку зрения указывают и слова Пророка, :

    «Если недублёная кожа продублена, то она стала чистой». (Муслим, 366)

    Также Пророк, , сказал: «Какая бы недублёная кожа ни была продублена, она становится чистой» (Ат-Тирмизи, 1728, достоверность подтверждена Аль-Бухари)

    Кожа, которая не прошла дубление, называется в этих хадисах словом «ихааб» (الإهاب). Это слово относится ко всем видам недублёной кожи.

 

    Исключение из выше сказанного - кожа собаки и свиньи, т.к. они являются нечистóтой при жизни. А, если живое состояние – а эта степень чистоты сильнее, чем дубление – не очищает их, то первое, что необходимо сделать с этой кожей – продубить.

    «Дубление убирает причины нечистóт – это влага и кровь». («Аль-маусу’атуль-фикхия», 20/230)

    Собака и свинья – это нечистóта сама по себе, «то есть сама по себе целиком, все её части – это нечистóта, мёртвые они или живые, но их нечистóта – будь то кровь или влага – не то же самое, что нечистóта  других (животных) какой бы смертью они не умерли. И поэтому такое очищение не принимается». («Аль-маусу’атуль-фикхия», 20/230)

    Ибн ‘АбдульБарр, да помилует его Аллах, сказал: «В слова Пророка, : «Какая бы недублёная кожа ни была продублена, она становится чистой» входят все виды кож, но праведные предшественники (саляф) единодушны в том, что кожа свиньи сюда не входит». («Ат-Тамхид», 4/178)

    Он же – да помилует его Аллах – сказал: «Что касается его слов: «Какая бы недублёная кожа ни была продублена, она становится чистой»» - означает все виды недублёной кожи, потому что в этом хадисе говорится обобщённо и ничего не обосабливается. ..И это же является мнением учёных и правоведов Ислама, исключая кожу свиньи. Кожа свиньи не входит в «Какая бы недублёная кожа ни была продублена, она становится чистой», потому что она запрещена сама по себе – живая или мёртвая. И её кожа – как её мясо. И, если делается чистым ни её кожа, ни её мясо, то дубление недублёной кожи ничего не меняет» («Аль-истизкаар», 305/5)

 

    Второе мнение:

    Если дубление очищает только кожу тех животных, мясо которых разрешено есть, то тогда кожа животных, чьё мясо нельзя есть, не очищается дублением. Это мнение Аль-Аузаа’и, переданное от имама Ахмада. И это же мнение предпочёл щайх Ислама Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, в одном из двух своих высказываний:

см. «Шарху-сахихи-Муслим», Ан-Науауи, 4/54; «Аль-фуру’», Ибн Муфлих, 1/102; «Маджму’у-ль-фатауа», Ибн Таймийя, 21/95.

 

    Это же мнение выбрала группа современных учёных, таких, как щайх Мухаммад бну Ибрагим, щайх Ибн Бааз, щайх Ибн ‘Усаймин, да помилует их всех Аллах.

    Они взяли в качестве довода хадис Салямы бну Аль-Мухаббик, что Пророк Аллаха, , в походе на Табук попросил воды у одной женщины и она сказала: у меня вода только в бурдюке из мертвечины. Он сказал: а ты не продубила её? Она сказала: да, конечно. Он сказал: «Её дубление – её очищение». Привёл этот хадис Ан-Наса’и, 4245, подтвердили его достоверность Ад-Дааракутни, Ан-Науауи и Аль-Альбани.

    «Дубление подобно очищению, а очищение делается только для тех (животных), чьё мясо можно есть». («Аль-мугни», Ибн Кудама, 1/94)

 

 

    Результат разногласий в решении относительно использования вещей, изготовленных из кожи животных, чьё мясо не разрешено, виден. И, кто считает, что дубление чистит её, то ему разрешено использование такой кожи. А, кто считает, дубление не очищает кожу животных, чьё мясо не разрешено есть, тому нельзя использовать эту кожу, также как нельзя сидеть на ней и что-либо из неё изготавливать.

    Щайха Ибн ‘Усаймин спросили: какое правило в использовании кож и что можно из этого, а что нельзя? Он ответил: «Известно, что кожи, которые есть на рынке – это дублёные кожи. А дублёные кожи – по мнению большинства учёных – чистые, даже, если они от нечистых животных».

    Но правильным будет то, что эти кожи не являются чистыми, если они от нечистых животных. Потому что то, что является нечистóтой само по себе, не чистится, даже, если это мыть в морской воде. А что касается тех кож, которые от животных, чьё мясо разрешено есть, но ты не знаешь, было ли это животное заколото или же оно было мёртвым, то не пусть это тебя не беспокоит. Даже, это была кожа мёртвого животного или животного, которое было заколото не по закону щариата, то, если она была продублена, то стала чистой. Как, например, в некоторых видах мехов изнанка бывает выполнена из кожи ягнёнка, то мы говорим: одевай, нет греха. Даже, если – предположим – она из мертвечины или – предположим – из животного доколотого не по закону щариата. Потому что, если эта кожа была продублена, то, значит, она была очищена. (из «Лика’у-ль-баби-ль-мафтух»).

 

 

 

Заключение:

    Нет греха в использовании вещей, сделанных из кожи животных, чьё мясо можно есть. Что же касается из кож диких животных, то их использование не разрешено вообще.

    Что касается того, что сделано из кожи животных, чьё мясо не разрешено есть, то наиболее предпочтительным является отказ от их использования из-за сильного разногласия в этом.

    Щайх Ибн Бааз, да помилует его Аллах, сказал: «Нет сомнения в том, что, если кожа мертвого животного, которое разрешено есть, если его заколоть по щариату, продублена – как, например, кожа мёртвых верблюдов, коров, мелкого скота, - то она чистая и её использование разрешено во всём согласно наиболее правильным высказываниям учёных.

Что касается кожи свиньи и собаки и подобных им животных, чьё мясо не становится разрешённым даже при правильном закалывании, то есть разногласия между учёными относительно очищения такой кожи посредством дубления. Наиболее безопасным будет отказ от её использования в соответствие со словами Пророка, : «Кто остерегается сомнительного, тот привёл свою чистоту в порядок ради своей Религии и своей чести»  и  в соответствие с его, , словами: «Оставь то, что вызывает у тебя сомнения ради того, что не вызывает у тебя сомнений».». («Сборник фетв Ибн Бааз», 6/354)

 

 Дорогие братья и сёстры,

Ставьте, пожалуйста, ссылку на источник

при копировании текста на другие сайты.