Get Adobe Flash player

 

 

 

Моя Страница на Фейсбук

Неестественность в Чтении Корана

Неестественность в Чтении Корана

 

 

 

 

 

Имам Аль-Джазари в конце своей главы "Таджвид" говорит:

(Произносить) полноценно (со всеми свойствами и всем, что вытекает из этих свойств), без натянутости (неестественности) *** Произнося легко, без насилия.

*

Что значит: натянутость, неестественность (التكلُّف)? Вот эта неестественность, натянутость, когда человек произносит какую-либо букву, читая Коран, – это порицаемо? это грех?

Неестественность при Чтении Корана бывает двух видов:

    Это значит, что мы не берём слова Аль-Джазари: «без натянутости» прямо, как есть, в понимаем, что имеется в виду та неестественность, которая разрушает красоту произношения.

    Что же касается неестественности, с которой мы произносим буквы, как их произносили во времена Пророка, , то эта неестественность неизбежна. Мы все к ней прибегаем.

    Сейчас,  в наше время, в 21 веке, из арабов остались только или арабы, смешанные с иностранцами, или иностранцы, смешанные с арабами. Чистокровных арабов нет вообще. Они давным-давно исчезли. И, когда мы читаем Коран, то, конечно, стараемся подражать тем арабам, стараясь воспроизвести их произношение имитируя их чтение. Эта «натянутось», "неестественность" необходима, она не порицаема.

    Например, есть много народов, у которых в языках нет тех или иных арабских букв. У кого-то нет в языке буквы ح , у кого-то нет буквы ف и т.д.. И, конечно, они вынуждены прибегать к этому обременяющему их способу произношения буквы, принуждённости, неестественному для них произношению,  чтобы правильно вывести букву. Такое насилие над собой в Чтении Корана неизбежно.

    Что же касается «неестестввенности» порицаемой, то это - чрезмерная щепетильность и в чтении и об этой порицаемой неестественности, от которой слушатель устаёт, Ибн Аль-Джазари говорит в своей великой книге «طيبة النشر في القراءات العشر», где он говорит:

 "ولا أعلمُ سببًا لبُلوغِ نهايةِ الإتقانِ والتجويد‘ ووصولِ عايةِ التصحيحِ والتسديد مثلَ رياضةِ الألسُنِ‘ والتكرارِ على اللفظِ المُتلقَّى من فَمِ الُمحسِن ... فليس التجويدُ بتمضيغِ اللِّسان‘ ولا بتَقعيرِ الفَمِ‘ ولا بتعويجِ القَكِّ‘ ولا بترعيدِ الصوت‘ ولا بتمطيطِ الشَّدِّ‘ ولا بتقطيع المدِّ ‘ ولا بتطنينِ الغُنَّات ‘ ولا بحَصْرَمةِ الراءاتِ ‘ قراءةً تَنفِرُ عنها الطِّباعُ ‘وتَمُجُّها القلوبُ والأسماع ‘ بل القراءةُ السهلة العذبةُ الحُلوة اللطيفة : التي لا مَضْغَ فيها ولا لَوْكَ ‘ ولا تعسُّفَ ولا تكلُّفَ ‘ ولا تصنُّعَ ولا تنطُّعَ ‘ ولا تَخرُج عن طباعِ العربِ وكلامِ الفُصَحاء ‘ بوجهٍ من وجوهِ القراءاتِ والأداء." انتهى

 

«..и я не знаю другого способа в достижении совершенного и в высшей степени правильного произношения, подобного тренировке языка и повторению, принимая его из уст тех, кто в совершенстве овладел правильным произношением.. 

Таджвид – это не жевание языка, не заглубление рта, не искривление челюстей, не дрожание голоса, не растягивание удвоенных букв, и не дробление маддов, и не дробление гунны, и не зажимание буквы (ر ), - так, что чтение становится совершенно неестественным настолько, что его не принимают ни уши, ни сердце. Но Чтение – это когда в нём есть лёгкость, приятность, сладость. А это, в свою очередь, достигается отсутствием "жевания", неестественности, чрезмерности, насилия над собой и когда оно не выходит за пределы того, что считается естественным у арабов в их литературном языке какого бы вида Чтения Корана это ни касалось».

    Что имеет в виду ибн Аль-Джазари, когда говорит «жевание языка» (تمضيغ اللِّسان)? Это - когда человек словно жуёт свой язык:

- и этот человек при этом думает, что как раз такая манера и делает его профессионалом в таджвиде. Но это не так. И всё дело гораздо проще. Нужно изучить все буквы по книгам, места их выхода, их свойства и всё, что связано с этим, а потом со своим учителем отточить их произношение, тренироваться и повторять  - вот и всё, научишься отлично произносить. Жевание языка не имеет к этому отношения.

   Что значит «заглубление рта» (تَقعير الفَمِ)? Это - когда при чтении Корана очень сильно прижимают корень языка и надгортанник к задней стенке горла при произношении всех букв, а, поскольку в глубине горла находится место выхода буквы ع , то её звук при такой манере чтения начинает сопровождать все буквы. и произношение становится очень неестественным:

Все эти крайности не нужны.

   Что такое «искривление челюстей» (تعويج القَكِّ)? это, когда человек при произношении букв начинает неестественно двигать челюстями туда-сюда в разные стороны:

- и тоже думает, что достиг совершенства в таджвиде.

Всё это не теория, это то, что на самом деле можно увидеть.

    Что такое «дрожание голоса» (ترعيد الصوت)? это когда придают голосу вибрацию, думая, что это украшает чтение ..или не знаю для чего ещё:

     Но, если причина этого – охватившие чувства, когда эта причина - естественная, то нет в этом проблемы. Однако, когда человек делает это специально ..то для чего ты это делаешь, брат? Коран читается согласно тому, чему мы следуем, а не тому, что изобретаем сами. Конечно, как уже сказали, если человека при чтении Корана охватили чувства и голос невольно начал дрожать – это ничего. Мы сейчас говорим о деланности.

    Что такое «растягивание удвоенных букв» (تمطيط الشَّدِّ)? это - когда человек при произношении удвоенной буквы как будто бы растягивает первую из них, разрушая тем самым слияние двух букв (إدغام):

- разрушается идгам и каждая из двух букв (ر ), соединённых в одну удвоенную, становятся как бы сами по себе. Такой промежуток в удвоенной букве недопустим. Так должно быть:

но вот так недопустимо:

    Что такое «прерывистость мадда» (تقطيع المدِّ)? об этом будем подробно говорить в правилах чтения Корана, где будем разбирать чтение Корана на манер песенного исполнения. К сожалению, некоторые именно так и делают, дробят буквы-мадд, делая это так, как делают при исполнении песен:


- и получается не одна  (و ) , а  четыре или больше - одна за другой. Каждое сотрясение даёт лишнюю букву و. И тоже думает, что это делает его чтение очень красивым. В чём тут красота, брат?  Эта و – одна! и она тянется голосом непрерывно:


    Что такое «распевание гунны» (تطنينِ الغُنَّات)? это сродни прерывистости мадды. Такая манера пения считается похвальной среди певцов, считается признаком мастерства. Они называют это: عُرَب . Это, когда голос содрогается, вибрирует при произношении гунны:


- голос вибрирует и начинает дробить гунну. И, если это красиво в песнях – то это их дело. Но в Коране это не правильно. Такая манера Чтения Корана не пришла к нам ни по одной из цепочек передатчиков, и наши имамы запретили нам это. Запрещено дрожание голоса в гунне, мы обязаны произносить её, сохраняя голос на одном уровне:


но не делать так:

    Что такое «зажимание буквы (ر )» (حَصْرَمة الراءاتِ)? Мы уже говорили о том, что при произношении буквы ر на кончике языка должен оставаться маленький просвет, через который проходит звук:

и мы упоминали о том, что если бы не этот просвет на кончике языка, то звук буквы прервался бы, что - в свою очередь - привело бы к сильной вибрации кончика языка. Когда звуку неоткуда выйти он начинает прорываться толчками и невольно получается как бы очередь из повторяющихся звуков «ر». А «зажимание буквы (ر )» - это очень сильное сдавливание её места выхода настолько, что звук её становится как будто бы обрубленным:


- такое полное и сильное сдавливание просвета для выхода звука Аль-Джазири назвал: حَصْرَمة الراءاتِ