Степени объёмности звука

Степени объёмности звука

( مَراتِبُ التَّفْخِيم )

 

 

 

 

Эта тема очень важная.

Аль-Джазари говорит:

«произноси объёмно буквы с восходящим направлением звука»

 

    Аль-Джазари ограничился в этой книге только этой фразой относительно объёмности звука в буквах с восходящим направлением звука (الاستعلاء) и не растолковал, что это такое, но описал это в других своих книгах, как, например, «التمهيد في علم التجويد»

    Мы уже касались этой темы в предыдущих лекциях, где сказали, что التفخيم означает: التعظيم (придавание чему-либо величины, значительности, объёма).

   Терминологическое значение этого слова «التفخيم»: объёмность звука буквы вследствие заполнения рта эхом, возникающим по причине заужения горла и восхождения звука к верхнему нёбу.

- посмотрите, как надгортанник немного отодвинулся к задней стенке горла, а звук поднимается к верхнему нёбу (здесь для примера дана одна из букв с восходящим направлением звука – буква ق):

 

- звук поднимается к верхнему нёбу, и, отражаясь от него, возвращается с эхом, заполняя пространство рта.

    Здесь нужно отметить, что губы не принимают никакой роли в произношении объёмной буквы, как это утверждают некоторые братья, сжимая и округляя губы, и вытягивая их вперёд (как будто произносят огласовку "дамма", что на слух воспринимается как русская "О") и получается вот так:

  

- здесь просто смесь буквы خ с огласовкой "дамма", и никакой объёмности звука тут нет.

    И также: 

-  буква ض стала смешалась с огласовкой "дамма" и получилось, что – как будто бы – после неё стоит не алиф, а буква و .

     Следовательно, всё, что требуется от нас в букве с объёмным звуком – это направить давление звука к верхнему нёбу , который, отражаясь с эхом, наполняет рот (как на картинке). Вот это отражённое эхо учёные и называют: التفخيم (объёмность звука):

 

  Объёмность звука – это следствие свойства восходящего направления звука.

(التفخيم – مستحقُّ الاِستعلاء)

    Слово مستحقُّ (следствие) образовано по форме (مستفعل) и означает что-то, что вытекает из الحق (причины, основы). То есть, основа или: причина в буквах с восходящим направлением звука – это направление давления звука к верхнему нёбу. А следствием этого  является то, что произношение буквы становится объёмным (ومستحقُّه ان يكون مفخَّمة), что рот наполняется отражённым эхом, и что надгортанник при этом отводится к задней стенке горла (таким образом, заужая его). Всё это вместе и приводит к звуку, которые учёные называют مُفَخَّم (объёмный).

*

    Теперь я хочу обратить ваше внимание на следующее.

    Все буквы с восходящим направлением звука (حروف الاستعلاء) – это буквы, которые произносятся объёмно, то есть, звук поднимается к верхнему нёбу и, отражаясь от него, заполняет рот эхом.

    Но, вот попробуйте вместе со мной произнести:

- попробуйте при этом представить объём воздуха, наполняющий рот.

А теперь произнесите:

- у какой из двух букв (одна с фатхой, другая с даммой) будет бóльшим объём воздуха, наполнивший рот, а, следовательно, у какой из этих двух букв будет бóльшим эхо? Попробуйте прислушаться. Ведь эхо тем больше, чем больше количество воздуха – это естественно. Разве у буквы ق с фатхой количество воздуха, заполнившего рот, не будет больше, чем у ق с даммой?

    А теперь сравним ق с даммой и ق с касрой:

 - разве у буквы с даммой количество воздуха, наполняющего рот не будет бóльшим, чем у буквы с касрой? Конечно, больше.

     Значит, получается, что наибольшее количество воздуха, наполняющего рот – а, следовательно, самое большое эхо, - будет у буквы с фатхой, потом - с даммой, и самое наименьшее количество воздуха и эха формируется у буквы с касрой.

    Эти 3 степени наглядно представлены на картинках ниже, где изображено произношение любой из букв с восходящим направлением звука (حروف الاستعلاء) с каждой из трёх огласовок:

▬ справа изображено произношение буквы с фатхой. Вы видите, что свободная полость во рту на этой картинке самая большая, а, значит, и количество воздуха, уходящего к верхнему нёбу, и количество отражённого  от него воздуха в этом случае будет больше.

▬ на картинке в центре – с даммой – эта полость меньше, а, значит, меньше и количество поднимающегося и отражённого воздуха.

▬ а на картинке слева – с касрой – это полость самая маленькая.

 

    Следовательно, количество воздуха, заключённого в полости рта у букв с разными огласовками будет разным и это видно глазом и чувствуется на слух.

    Один из имамов таджвида  Абу Аль-Асбаг Аль-Ищбилий (известный как Ибн Ат-Таххаан – ابو الاضبغ العزيز بن علي السُّماتي الإشبيني  المعروف بابن الطحَّان – умер в 561г.х.)  упомянул, что наиболее полный объёмность звука будет у букв, которые произносятся с фатхой; затем идёт буква с даммой, затем – с касрой. Потом Ибн Аль-Джазари передал нам это в своей книге «التمهيد في علم التجويد» от Ибн Ат-Таххаан. И, после того, как Аль-Джазари передал нам слова Ибн Ат-Таххаан,  сказал, что считает, что степеней объёмности звука – пять:

1. сначала: буква с фатхой и алифом после неё. Например: объёмность буквы ق в слоге (قَا)  будет больше, чем в слоге (قَ). Ведь в слоге (قَا)  после буквы ق нет какой-либо буквы, которая сбивает её объёмный звук, когда она огласована фатхой, а алиф, наоборот, только поддерживает свою родственную огласовку (фатху) и, значит, сама объёмность звука будет более полной и осязаемой.

Попробуйте произнести:  لَقَدْ и  قَالَ – и вы почувствуете, что во втором случае объёмность получается глубже и полнее. И Ибн Аль-Джазари заметил это.

2. затем (как мы уже выяснили в первом пункте) после фатхи+алиф по степени объёмности у Аль-Джазари следует буква с фатхой (без алифа после неё).

3. затем он сказал, что следует буква с даммой.

4. затем с сукуном. Ведь имам Ибн Ат-Таххаан не упомянул в своей иерархии о букве с сукуном, а имам Аль-Джазари обратил на это внимание и поставил эту степень объёмности на 4-ое место. Т.е., когда мы произносим: (اخْ), то эта объёмность будет чуть-чуть меньше, чем объёмность в: (خُ).

5. и последнее место по степени объёмности звука у Аль-Джазари занимает буква с касрой.

Таким образом, в таджвиде сформировались 2 направления относительно степеней тафхыма: от Ибн Ат-Таххаан и Ибн Аль-Джазари (умер в 833г.х.).

 

1-ое направление (имама Ибн Ат-Таххаан):

     1 - буква с фатхой: 

    2 - буква c даммой:

    3 - буква с касрой:

   А что касается буквы с сукуном, то её степень объёмности определяется исходя из огласовки предыдущей буквы:

Замечание: дополнение относительно ситуации с сукуном в направлении Ибн Ат-Таххаан было внесено имамом Аль-Мутауалли (محمد بن أحمد المتولي), который умер в 1323 г.х., и который является одним из величайший имамов таджвида поздних поколений.

 

2-ое направление (имама Ибн Аль-Джазари):

     1 -  буква с фатхой, а потом алиф:

     2 -  буква с фатхой (без алифа после неё):

     3 -  буква с даммой:

     4 -  буква с сукуном:

     5 -  буква с касрой:

    Современные чтецы Корана читают и по 1-му направлению и по 2-му. Оба правильные.

    Что же касается меня (говорит про себя Айман Суайд. Прим.перев.), то я выбрал 2-ое направление. Почему? Потому что дополнение в 1-ом направлении относительно степени объёмности звука буквы с сукуном не было передано от Ибн Ат-Таххаан. Во-вторых, имам Аль-Мутауалли, хоть и не наш современник, но из поздних поколений и его дополнение к направлению Ат-Таххаан является как бы его иджтихадом и - при всём моём уважении к этому имаму - я считаю это дополнение не точным (те, кто углублённо изучает таджвид, может обратиться к касыде имама Аль-Мутауалли, посвящённой буквам с восходящим направлением звука и их объёмности, где можно найти его взгляд  относительно данного дополнения. Прим.перев.).

    Советую всем держаться направления Ибн Аль-Джазари, поскольку я спокоен за достоверность этого направления.