Отдельные буквы (الحُرُفُ المُقَطَّعَة)

الحُرُفُ المُقَطَّعَة

(отдельные буквы)

 

 

 

 

    Теперь мы разберём то, что касается тех отдельных букв, с которых начинаются некоторые суры.

    Коран – слово Аллаха. Величие каждого слова соответствует величию того, кто его произносит. В Коране прописано то, что мы должны исполнять, законы шариата, то, что вменено нам в обязанность. Но также есть в нём и то, что связано с божественной тайной, божественным чудом.

    Как сказал Посланник Аллаха, : «Разница между словом Аллаха и прочими словами как разница между Аллахом и его творениями».

    И поэтому Всевышний в суре آل عمران сказал :

 هُوَ الَّذِيَ أَنزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ آيَاتٌ مُّحْكَمَاتٌ هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٌ فَأَمَّا الَّذِينَ في قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ ابْتِغَاء الْفِتْنَةِ وَابْتِغَاء تَأْوِيلِهِ وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلاَّ اللّهُ وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ يَقُولُونَ آمَنَّا بِهِ كُلٌّ مِّنْ عِندِ رَبِّنَا وَمَا يَذَّكَّرُ إِلاَّ أُوْلُواْ الألْبَابِ

    Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него (в Коран). Все это – от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом.  (сура али имран, 7. Перевод Кулиева.)

т.е., совершайте молитву, выплачивайте закат, держите пост и прочее, прочее, что ясно прописано – это мать Писания. И есть другие айяты, являющиеся иносказательными.

   То, что мы понимаем из слова Аллаха – делаем. То, что не понимаем – говорим: "верим. Всё это – от нашего Господа". И никто, кроме Аллаха, не знает, что означают эти буквы в начале некоторых сур. Не дошло до нас от Пророка, , значение этих букв и их толкование. Учёные высказывают разные предположения относительно этих смысла этих букв. Но суть их намного глубже. И поэтому, что касается этих букв, то мы останавливаемся на том, что сказано в аяте: «Мы уверовали в него (в Коран). Все это – от нашего Господа».     

Нас не обязали искать смысл этих букв, наш удел в этом – верить в то, что это слово Аллаха и читать эти буквы так, как читал их Посланник Аллаха, . И это всё, что от нас требуется.

 

    Теперь самое важное: мы не читаем эти буквы как буквы, но мы читаем названия этих букв. То есть, когда мы читаем  в начале суры "аль-бакара"  آلم – то мы должны прочитать названия этих букв: ألِفْ لَآمْ مِيمْ. А, если мы начнём читать не названия этих букв, а сами буквы, то получится: ألَمْ (как, например, в начале суры  "аль-филь":

 أَلَمْ تَرَ كَيْفَ فَعَلَ رَبُّكَ بِأَصْحَابِ الْفِيلِ 

    «Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона?» (перев. Кулиева.).

    Вы видите, что последний аят начинается с тех же букв, что и сура "аль-бакара", но это не отдельные буквы, а фраза, означающая «разве не?».

*

   Итак, этих отдельных (المُقَطَّعة) букв в Коране 14 штук. А мы знаем, что письменных букв в арабском языке 28, а произносимых – 29. Буква хамза не входит у арабов в число письменных букв, вместо неё они использовали или алиф, или و , или ي или вообще ничего, а только произносили её. Мы это уже проходили в предыдущих лекциях.

    Так вот, этих отдельных букв в Коране – 14, то есть, половина письменного алфавита. В скольких сурах они приводятся? В 29-ти. Это количество букв в произносимом алфавите. Далее: в какое количество групп объединены эти буквы? В 14. Таким образом, 14 букв объединены в 14-ть разных групп. Это тоже – Аллах знает лучше – из каких-то тайн Корана. Оставляю комментарии по этому поводу вам.

    Учёные объединили эти буквы в предложение (для облегчения их запоминания):

نَصُّ حَكِمُ قَطْعاَ لَهُ سِرّ

    Эти 14 букв объединены в Коране в следующие 14-ть разных групп:

    Пример того, как мы должны читать эти отдельные (المقطَّعة) буквы: читаем имена букв, а не сами буквы:

         ▬ [следует читать ]▬►()

         ▬ [следует читать ]▬►()

         ▬ [следует читать ]▬►()

    И второе замечание: читающий эти буквы должен соблюдать все законы таджвида в сочетаниях этих букв: вхождение (الإدغام), сокрытие (الاخفاء), калькаля, объёмность звука (التفخيم), мягкость звука (الترقيق). Например:

         ▬ [буква م входит в другую م]▬►()

          ▬ [буква ن входит в букву م]▬►()

           ▬ [буква ن сокрыта перед буквой ص, буква د произносится со свойством "калькаля"]▬►()

 

 

    Сколько тянуть эти буквы? С этой точки зрения они делятся на 4 группы.

    1-я группа – это буква алиф (أَلِفْ).  Как видите, в её имени нет буквы-мадд, а, значит, в ней нечего тянуть.

    2-я группа – это 5 букв:   ح ي ط ه ر  . Имена этих букв соответственно:  حا  يا  طا  ها  را .  Вы видите, что вторая буква в именах этих букв – буква-мадд, а, значит, она тянется на 2 огласовки и является естественным маддом.

    3-я группа – это 7 букв:   س  ن  ق  ص  ل  ك  م .   Имена этих букв соответственно:  سِين   نُون  قاف  صاد  لام  كاف  مِيم  .  Вы видите, что эти имена состоят из 3-х букв, средняя из которых – буква-мадд.  И мы уже видим, что здесь есть причина для необходимого буквенного мадда (المد اللازم الحَرْفي), поскольку в каждом имени буквы после буквы-мадд идёт буква с сукуном. Буквы-мадд здесь тянутся на 6 огласовок.

(   )

    4-я группа – это буква ع . Имя этой буквы:  عَيْنْ .  Бува ي в середине – это буква-лин (мы уже проходили это в предыдущих лекциях).   Буквы-лин - это و и ي , перед которыми буква с фатхой. А сукун, который после буквы ي – это коренной сукун, то есть, он будет и перед остановкой и вне остановки.  Сколько же тянуть эту ي ? Согласно труду имама Ащ-Щаатыбий, известного как «منظومة الشاطبية», её нужно тянуть на 4 огласовки или на 6 огласовок, но на 6 огласовок – лучше.

    Но что это за мадд, который в букве عَيْنْ? Этот мадд не может быть самостоятельным, он должен относиться к одному из 9-ти маддов. Если мы посмотрим на имя этой буквы: عَيْنْ , то увидим, что здесь есть мадд, похожий сразу на два:
      1) Похож на мадд-лин с 2-х точек зрения: 1) буква этого мадда (буква ي ) является буквой-лин.  2) потому что в имени этой буквы мадд тянется 4 или 6 огласовок. А в труде Ибн Аль-Джазари «طيبة النشر في القراءات العشر» - на 2 или на 4, или на 6 огласовок. То есть, мадд буквы ي – тут полностью как мадд-лин. И это значит, что мадд буквы (يْ), которая находится в имени буквы буквы ع , похож на мадд-лин (مد اللِينْ) с 2-х точек зрения.

      2) Похож на необходимый мадд (المد اللازم), но только с одной стороны: сукун после буквы ي – это коренной сукун.

      Это значит, что мадд буквы ي в имени буквы عين похож на мадд-лин с 2-х сторон, а на необходимый мадд (المد اللازم) только с 1-ой стороны. Поэтому я отношу мадд в имени буквы буквы عين к мадду-лин. Почему? Объясняю. Потому что этот мадд похож на мадд-лин с двух сторон – значит, у него больше прав, а на необходимый мадд (المد اللازم) только с одной стороны. Из этого ничего не следует, это просто логика исследования, логика последовательности букв. Это не оказывает никакого влияния на чтение Корана. Чтецы Корана сошлись на том, можно тянуть («عَيْنْ») на 4 или 6 огласовок согласно труду имама Ащ-Щаатыбий, известного как «منظومة الشاطبية», а согласно труду Ибн Аль-Джазари «طيبة النشر في القراءات العشر» - на 2 или на 4, или на 6 огласовок.

Выше приведённое исследование можно представить в виде следующей таблицы :