Как устоять во время смуты?

Как устоять во время смуты?


источник

عن عبد الله بن عمرو بن العاص رضي الله تعالى عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: " كيف بكم وبزمان يوشك أن يأتي يغربل الناس فيه غربلة، وتبقى حثالة من الناس قد مرجت عهودهم وأماناتهم فاختلفوا وكانوا هكذا وشبك بين أصابعه" ‘ قالوا كيف بنا يا رسول الله إذا كان ذلك؟ قال: تأخذون بما تعرفون وتدعون ما تنكرون وتقبلون على خاصتكم وتذرون أمر عوامكم

(صحيح ابن ماجه:3211)

  Передаётся от АбдуЛлаха бин Умар бин Аль-Аас, да будет доволен им Аллах, а тот от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:

    - Что будет с вами, когда – уже вот-вот - настанет время, которое просеет людей как сквозь сито и останутся только худшие из них, когда обещание и вверенное на хранение не будут стоить ничего. Рассорятся, разойдясь во мнениях и будут вот так: и Пророк переплёл пальцы рук.

    Сподвижники спросили:

    - Как же нам быть, о, Посланник Аллаха, когда это случится?

   Он сказал:

    - Берите то, о чём у вас есть знания, и оставляйте то, что вызывает несогласие. Займитесь тем, что касается вас лично (совершенствованием себя и сохранением своей религии), и оставьте общее.

    (Хадис достоверный. Вывел Ибн Мааджах. 3211)

 

    В этом благородном хадисе Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщает нам о следующих способах спасения от смуты:

 

    1. Брать то, в чём есть знания.

 Имеется в виду: взять то, что - по твоему убеждению, - является истиной, то, что это не кружит по сомнительной орбите; что ты уверен в том, что ты на самом деле не прислушиваешься к приверженцам нововведений и собственных пристрастий, приняв это за истину. Что источник того, что ты взял – Книга Аллаха и Сунна.

    Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

تركت فيكم أمرين لن تضلوا ما إن تمسكتم بهما: كتاب الله وسنتي

    Я оставил вам два дела. Не собьётесь, пока будете держаться за них. Это: Книга Аллаха и моя Сунна.

    (Аль-Альбани подтвердил этот хадис в статусе хорошего в своей книге «Манзиляту-Ссунна», 13)

 

    2. Оставить то, что вызывает отторжение.

    Ан-Науас бну Самъан Аль-Каляби так сказал в достоверном хадисе:

    - Я спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о добродетели и грехе.

    Он ответил:

البر حسن الخلق والإثم ما حاك في صدرك، وكرهت أن يطلع عليه الناس

    - Добродетель – это хороший характер. А грех – это то, что скребёт на твоей душе, и ты не хочешь, чтобы об этом узнали люди.

    (достоверная цепочка передатчиков)

 

    Передаётся от Хасана бну Али бин Абу Таалиб - да будет доволен им Аллах, - который сказал:

    - Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Оставь то, что вызывает твои сомнения для того, что их не вызывает.  Истина – это когда спокойно на душе. Ложь – это когда мучают сомнения.»

    («Сунан» Ат-Тирмизи, достоверный)

 

    3. Обратиться к тем, у кого есть знания.

    Учёные – наследники пророков, указывающие правильный путь.

    Передаётся от Муавии бну Абу Суфьян – да будет доволен им Аллах, - который передал от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:

الخير عادة والشر لجاجة ومن يرد الله به خيرًا يفقهه في الدين
(حسنه الألباني في صحيح ابن ماجه).


     Добро – привычно. Зло – гнетёт. Тот, кому Аллах хочет добра, даст ему знаний в Религии.

    (Аль-Альбани определил хадис как хороший в «Сахих Ибн Мааджах»)

 

    4. Оставить в покое дела толпы.

    Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

الناس ثلاث: فعالم رباني ومتعلم على سبيل النجاة، وهمج رعاع أتباع كل ناعق يميلون مع كل ريح، لم يستضيئوا بنور العلم ولم يلجئوا إلى ركن وثيق

    Люди делятся на 3 категории:

1. Учёный «от Бога» (الرباني) (т.е., имеющий высочайшую степень знаний, живущий в соответствии с этими знаниями, обучающий этим знаниям)

2. Требующий знаний ради своего спасения (т.е., ради того, чтобы не упустить или не пренебречь тем, что возложено на него Аллахом), требующие знаний, чтобы не уподобиться скотине.

3. Голодная чернь, готовая следовать за каждым криком.  Это те, которые куда дует ветер – туда и они. Их не тронул свет знаний и они не нашедшие твёрдой опоры в религии (т.е., те, кого не волнует ничего, кроме этой жизни, они довольны своим ничтожным и глупым положением, живущие «на дне» в своей беспечности и пустоте). источник

 

    5. Вооружиться верой и богобоязненностью.

   Всевышний в Своей Книге сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَآمِنُوا بِرَسُولِهِ يُؤْتِكُمْ كِفْلَيْنِ مِن رَّحْمَتِهِ وَيَجْعَل لَّكُمْ نُورًا تَمْشُونَ بِهِ وَيَغْفِرْ لَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его посланника, и тогда Он одарит вас вдвойне из Своей милости, и дарует вам свет, при котором вы будете идти, и простит вас. Аллах – Прощающий, Милосердный. (Аль-хадид, 28)

 

    6. Упование на Аллаха.

    Всевышний в Своей Книге сказал:

وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ

    Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его
(Ат-таляк, 3)

 

    7. Удалиться от групп и партий.

    Передаётся от Хузайфы бну Аль-Йямаан – да будет доволен им Аллах, - который сказал: 

كان الناس يسألون رسول الله صلى الله عليه وسلم عن الخير وكنت أسأله عن الشر مخافة أن يدركني‘ فقلت:  يا رسول الله إنا كنا في جاهلية وشر، فجاءنا الله بهذا الخير، فهل بعد هذا الخير من شر؟

قال: " نعم"‘ قلت: وهل بعد ذلك الشر من خير؟ قال: " نعم‘ وفيه دخن".

قلت: وما دخنه؟ قال: «قوم يهدون بغير هديي، تعرف منهم وتنكر". قلت: فهل بعد ذلك الخير من شر؟ قال:  «نعم، دعاة على أبواب جهنم، من أجابهم إليها قذفوه فيها»، قلت: يا رسول الله صفهم لنا، قال: «هم من جلدتنا، ويتكلمون بألسنتنا»، قلت: فما تأمرني إن أدركني ذلك؟ قال:  «تلزم جماعة المسلمين وإمامهم»، قلت: فإن لم يكن لهم جماعة ولا إمام؟ قال:  «فاعتزل تلك الفرق كلها، ولو أن تعض بأصل شجرة، حتى يدركك الموت وأنت على ذلك» 

     Люди спрашивали Посланника Аллаха  о добре, а я спрашивал его про зло, боясь, что оно настигнет меня. И я сказал:

    - О, Посланник Аллаха, мы были в невежестве и с нами было зло. А потом пришло к нам от Аллаха добро. После этого добра будет снова зло?

    Он сказал:

    - Да.

    Я спросил:

    - А после этого зла снова будет добро?

   Он сказал:

    - Да. Но с примесью дыма.

    Я спросил:

    - Что означает его дым?

    Он сказал:

    - Люди, которые ведут,  не руководствуясь моим путём. Увидишь в них и соответствие шариату и приветженность нововведениям.

   Я спросил:

    - А после этого добра будет зло?

    Он сказал:

    - Да. Проповедники, стоящие у дверей Ада. Бросают туда того, кто ответит им.

    Я сказал:

    - О, Посланник Аллаха, опиши нам их.

    Он сказал:

    - Они – из нас. Говорят на нашем языке. (т.е., не чужаки)

    Я сказал:

    - Что ты прикажешь мне, если я доживу до этого?

    Он сказал:

    - Держаться за общину мусульман и их имама.

    Я сказал:

    - А если у них не будет ни общины, ни имама?

    Он сказал:

    - Тогда отдались от всех этих групп даже, если тебе придётся для этого вцепиться зубами в корни дерева и оставаться так - вцепившись в них зубами - пока не придёт к тебе смерть.

    (Сахих Аль-Бухари. 7084)

    «Дым»: имеется в виду, что добро, которое придёт после зла, не будет чистым. В нём будет муть, примесь».

    Имам Ат-Табари сказал:

    В этом хадисе имеется в виду то, что когда у людей не будет имама и они разойдутся по всяческим партиям, то пусть никто из них не следует ни за одной из этих групп. Пусть удалятся ото всех опасаясь быть ввергнутым во зло. Этот хадис объединяет те – на первый взгляд - расхождения, которые пришли по этому поводу в других хадисах.

 

 

    8. Испрашивание прощения у Аллаха и просьба Его о помощи с молитвами.

    Всевышний сказал:

وَذَا النُّونِ إِذ ذَّهَبَ مُغَاضِبًا فَظَنَّ أَن لَّن نَّقْدِرَ عَلَيْهِ فَنَادَى فِي الظُّلُمَاتِ أَن لَّا إِلَهَ إِلَّا أَنتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنتُ مِنَ الظَّالِمِينَ فَاسْتَجَبْنَا لَهُ وَنَجَّيْنَاهُ مِنَ الْغَمِّ وَكَذَلِكَ نُنجِي الْمُؤْمِنِينَ


     Помяни также человека в рыбе (Йунуса), который ушел в гневе и подумал, что Мы не справимся с ним. Он воззвал из мрака: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников! Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих.(Аль-Анбия’, 87-88)

 

    Передаётся от Умм Саляма Хинд бинт Абу Умайя – да будет доволен ею Аллах, - которая рассказала:

ستيقظ رسول الله صلى الله عليه وسلم ليلة فزعًا، يقول: سبحان الله، ماذا أنزل الله من الخزائن، وماذا أنزل من الفتن، من يوقظ صواحب الحجرات - يريد أزواجه الكرام لكي يصلين - رب كاسية في الدنيا عارية في الآخرة

     «Посланник Аллаха проснулся ночью в страхе и говорит:

    - Субхаана Аллах, как же велики сокровища, предопределённые Аллахом (этой ночью для общины мусульман) и как же велики смуты, предопределённые Аллахом (этой ночью для общины мусульман)! Кто разбудит обитателей этих комнат? – имея в виду своих благородных жён, чтобы они встали для молитвы - возможно, одетая в этой жизни – голая в следующей.

    (Сахих Аль-Бухари, 1126) источник    источник


     Шейх Мустафа Аль-Адауи сказал:

    В этом хадисе посыл к покорности,  молитве, мольбе, обращению к Всевышнему – особенно ночью и лучше в её последней трети, когда существует большая вероятность получения ответа от Всевышнего, чтобы развеять смуту или спасти себя и тех, за кого просишь, от несчастий. В этом хадисе содержится указание на то, что молитва – это то, что выводит из смуты. (مخارج الفتن للشيخ مصطفى العدوي)

 

    9. Искать спасения от смуты у Аллаха.

    Передаётся от Аищи – да будет доволен ею Аллах, - которая передала от Пророка , который сказал:

اللهم إني أعوذ بك من الكسل والهرم، والمغرم والمأثم، اللهم إني أعوذ بك من عذاب النار وفتنة النار، وفتنة القبر وعذاب القبر، وشر فتنة الغنى، وشر فتنة الفقر، ومن شر فتنة المسيح الدجال، اللهم اغسل خطاياي بماء الثلج والبرد، ونق قلبي من الخطايا، كما ينقى الثوب الأبيض من الدنس، وباعد بيني وبين خطاياي كما باعدت بين المشرق والمغرب

    О, Аллах, я прибегаю к Тебе от лени и дряхлости, от долга и падения в грех. О, Аллах, я прибегаю к Тебе от мучений Огня, от испытаний Огнём, от испытаний могилы, от испытаний богатством, от низких испытаний бедностью, от зла смуты Дажжааля.  О, Аллах, смой мои грехи водой из снега и града. Очисти моё сердце от грехов как очищается белая одежда от грязи. И отдали меня от грехов как ты отдалил восток от запада.

    (Аль-Бухари)

 

    10. Желать смерти опасаясь смуты.

    Разрешено желать смерти опасаясь смуты, и это не противоречит словах Пророка ﷺ :

لا يتمنين أحدكم الموت لضر نزل به، فإن كان لا بد متمنيا للموت فليقل: اللهم أحيني ما كانت الحياة خيرا لي، وتوفني إذا كانت الوفاة خيرًا لي

    Пусть никто из вас не желает смерти из-за несчастий, выпавших на долю. А, если нет другого выхода, то пусть просит так: О, Аллах, оставь мне жизнь  до тех пор, пока жить - лучше для меня. И дай мне смерть, если умереть – лучше для меня.
     (Сахих Аль-Бухари. 6351)

 

    Юсуф,  да будет мир ему, сказал:

وَفَّنِي مُسْلِمًا وَأَلْحِقْنِي بِالصَّالِحِينَ

Умертви меня мусульманином и присоедини меня к праведникам».

(Юсуф, 101)

 

    Маръям, да будет мир ей и её сыну, произнесла:

قَالَتْ يَا لَيْتَنِي مِتُّ قَبْلَ هَذَا وَكُنتُ نَسْيًا مَّنسِيًّا

она сказала: Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой!

(Маръям, 23)

 

    Передаётся от Махмуда бну Лябиб – да будет доволен им Аллах, - что Пророк сказал:

اثنتان يكرههما ابن آدم: يكره الموت، والموت خيرًا له من الفتنة، ويكره قلة المال، وقلة المال أقل للحساب

    Две вещи, которые ненавидит человек: он ненавидит смерть – но смерть лучше для него, чем смута. И ненавидит, когда у него мало денег. Но мало денег – легче отчёт (за них в День Суда).

    (Сахих Аль-джами’, 139)

 

    11. Бегство от смуты.

    Пророк сказал:

يوشك أن يكون خير مال المسلم غنم يتبع بها شعف الجبال ومواقع القطر، يفر بدينه من الفتن

    Скоро овцы станут лучшим имуществом мусульман. Они будут ходить за ними по вершинам гор и орошаемым местам, спасая свою религию бегством от смуты.

    (Аль-Бухари. 7088)

    Этот хадис указывает на масштабность смуты, которая постигнет рабов Аллаха до такой степени, что самым лучшим спасением от неё будет – это убежать со своей религией подальше и пасти овец в горах и долинах (питаясь тем, что они дают). Просим у Аллаха благополучия.

 

    12Беречься от распространения недостоверных слухов и лживых новостей.

    Это – то, что уже получило распространение в наши дни. Поэтому следует обратить особое внимание на распространение сомнительных историй и рассказов во времена смуты. При этом число сочинителей таких рассказов и историй, не имеющих под собой никакого основания, всё растёт и растёт. К тому же современные технологии только способствуют такому распространению новостей и слухов. Ибн Умар – да будет доволен им Аллах, - сказал:

لم يُقصّ في زمان رسول الله ﷺ الله عليه وسلم ولا أبي بكر ولا عمر ولا عثمان إنما كان القصص زمن الفتنة


     Не рассказывались рассказы и сказки ни во времена Посланника Аллаха ,  ни во времена Абу Бакра, ни во времена Умара, ни во времена Усмана. Истории и сказки считались временем смуты.

 

     13. Запрещать порицаемое.

    Передаётся от Абу Бакра – да будет доволен им Аллах, - который сказал:

أيها الناس إنكم تقرؤون هذه الآية: {يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ عَلَيْكُمْ أَنفُسَكُمْ لاَ يَضُرُّكُم مَّن ضَلَّ إِذَا اهْتَدَيْتُمْ} [ المائدة:105]، وإني سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: إن الناس إذا رأوا الظالم فلم يأخذوا على يديه أوشك أن يعمهم الله منه بعقاب

    О, люди, вы читаете этот аят: {О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение}. А я слышал от Посланника Аллаха , который сказал: «Если люди – когда видят несправедливого – не будут хватать его за руку, то всех их постигнет наказание (и грешных и бегрешных)»

(Сахих сунан Ат-Тирмизи, 2168)

 

    14. Запрет враждовать с мусульманином и подвергать его погибели.

{وَأَنفِقُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلَا تُلْقُوا بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ وَأَحْسِنُوا إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ}

Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро. (Аль-бакара, 195)

 

{وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ}
Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и несправедливости. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании. (Аль-маида, 2)

 

    Посланник Аллаха сказал:

من ضيَّق منزلًا، أو قطع طريقًا، أو آذى مؤمنًا، فلا جهادَ له

    Кто посягает на жилища людей, разбойничает на дорогах или причиняет вред верующему, то нет для него никакого джихада (т.е., его джихад не принимается).

    (Сахих аль-джами’, 6378)

 

    Ибн Аль-Кайим сказал: «Это значит, что у джихада есть 4 степени: джихад со своей собственной душой, джихад с шейтаном, джихад с неверующими, джихад с лицемерами».

 

    Передаётся от Умара – да будет доволен им Аллах, - который сказал:

إن من ورطات الأمور التي لا مخرج لمن أوقع نفسه فيها سفك الدم الحرام بغير حله


     К тяжелейшим поступкам, из которых нет выхода тому, кто совершил это, относится пролитие крови, запрещённой шариатом.

 

     15. Выход из смуты предводителей и имамов.

    Передаётся от АбдуЛлаха бин Масъуд, а тот передаёт от Пророка   , который сказал:

إنكم سترون بعدي أثرة وأمورًا تنكرونها» قالوا: فما تأمرنا يا رسول الله؟ قال: «أدوا إليهم حقهم، وسلوا الله حقكم

    - Воистину, после меня вы увидите то, что не сможете принять.

    Люди спросили:

    - Что же ты велишь нам (в такой ситуации), о, Посланник Аллаха?

    Он сказал:

    - Делайте для них (для правителей) то, на что у них есть право. И просите у Аллаха то, на что вы имеете право.

    (Сахих Аль-Бухари. 7052)

 

    От Умм Салямы Хинд бинт Абу Умайя – да будет доволен ею Аллах- передаётся, что Пророк  сказал:

إنَّهُ سيَكونُ علَيكُم أئمَّةٌ تعرفونَ وتُنكِرونَ، فمَن أنكرَ فقد برِئَ ومَن كرِهَ فقد سلِمَ ولَكِن مَن رضيَ وتابعَ"‘  فقيلَ: يا رسولَ اللَّهِ أفلا نقاتلُهُم؟ قالَ لا، ما صلَّوا

    У вас будут имамы, которые будут делать и праведное, и неправедное. И тот, кто смог выразить им своё порицание, тот сохранил своё благочестие (от заискивания и лицемерия). Тот, кто почувствовал отвращение к этому (но не находит в себе сил выразить своё порицание напрямую), тот  спас себя (от соучастия в их неправедных делах). Но тот, кто стал доволен их делами и последовал им (это тот, кто действительно стал их соучастником и примкнул к их званию «тиранов»).

    Его спросили:

    - О, Посланник Аллах, нам сражаться с ними?

    Он сказал:

    - Нет, пока они молятся.

    (Сахих Ат-Тирмизи. 2265)

 

    Имам Ан-Науауи – да будет доволен им Аллах, - сказал:

    Смысл этого хадиса в том, что нельзя выходить против халифов только из-за их несправедливости или нечестия до тех пор, пока сохраняются неизменными сами основы Ислама.