Get Adobe Flash player

 

 

 

Моя Страница на Фейсбук

Правила буквы الراء

ПРАВИЛА БУКВЫ الراء

(احكام الراء)

 

 

 

 

     Этой главой мы открываем затронутую в предыдущих лекциях тему о трёх буквах, которые арабы иногда произносили объёмно, а иногда мягко. Это буквы: алиф, ر и ل .

     Начнём с буквы ر .

   Некоторые пугаются этой темы из-за большого количества состояний буквы ر . К тому же, некоторые составители учебников по таджвиду дают чрезмерно большое количество положений для буквы ر и, когда начинают их перечислять, то студент не знает откуда входить и где выйти и окончательно запутывается.

    Попытаюсь, приложив все усилия, изложить правила для буквы ر настолько коротко и понятно, насколько это возможно.

    Поэтому прошу вашего внимания.

******

    Арабы произносили букву ر всегда объёмно - в 8-ми случаях;

    Произносили всегда мягко – в 4-х случаях:

    А некоторые племена произносили одну и  ту же букву ر : одни - объёмно, а другие - мягко.

в 2-х случаях.

 

    Т.е., получается – 8-4-2 – кратные друг другу цифры. Трудно? Нет.

    Далее:

    Если буква ر огласована фатхой или даммой, то объёмное произношение обязательно.

    А, если касрой мягкое произношение обязательно.

 

    Если мы запомним эти две системы, то сможем легко войти в правила буквы ر и легко их усвоить.

    Имам Аль-Джазари подошёл к этой теме, желая сократить её описание и упомянул, что для мягкой ر   существует 4 ситуации, потом упомянул, что в 2-х ситуациях можно произносить и объёмно и мягко, давая понять, что во всех остальных ситуациях нужно произносить букву ر объёмно, не упоминая специально об объёмном произношении. Таким образом, он изложил всё это в двух с половиной строках:

«..И произноси الراء мягко, когда она с касрой,

И также после (буквы) с касрой, когда الراء с сукуном,

Если она (الراء) не стоит перед буквой с восходящим направлением звука,

Или, если касра не является коренной (а является соединительной, т.е., عارضة),

И по-разному (то есть: и мягко и объёмно) в слове ( فِرْقٍ )

по причине имеющейся касры (т.е., в букве ق

*

    Мы должны заметить, что наш имам Аль-Джазари пропустил некоторые правила буквы ر в этой книге, не упомянув их, и о которых мы будем говорить. Но, он рассказал о них в своей книге «النشر في قراءات العشر», очень толстой книге, книге, которая у учёных таджвида занимает то же место, что сахих Аль-Бухари у учёных таджвида и в которой имам Аль-Джазари полностью охватил всевозможные ситуации буквы ر . Ведь «النشر» - это не только по Хафсу.

    Начнём с тех ситуаций, когда буква ر произносится объёмно и о которых Аль-Джазари не упомянул обособленно.

    Для начала ещё раз вспомним два разных положения языка для буквы ر – в объёмном и мягком произношении :

- буква ر выходит с кончика языка, но посмотрите на заднюю часть языка в обоих ситуациях.

   В объёмной букве ر(картинка справа) задняя часть языка приподнята немного, центральная его часть прогнулась, а надгортанник ушёл назад к задней стенке горла. А в мягкой букве ر (картинка слева) задняя часть языка не приподнимается, середина его не прогибается, а надгортанник не уходит назад.

    Звук буквы ر на картинке справа будет таким:

    Между тем, как звук буквы ر на левой картинке будет таким:

*

 

Итак,

8 состояний объёмного произношения буквы ر .

    1. ▀ Когда буква ر с фатхой. Например:  رَمَضَانَ

   2. ▀ Когда ر с сукуном, а перед ней буква с фатхой. Напр.:  مَرْيَمَ

    Но  не произносим вот так:

    3. ▀ Когда ر с сукуном, и перед ней тоже стоит буква с сукуном (кроме يْ), и перед которой стоит буква, огласованная фатхой.

    Напр.:  العَصْرْ القَدْرْ

    Как вы заметили, во всех этих трёх случаях задействована фатха, которой сначала огласовывается сама буква ر , а потом эта фатха с каждым пунктом всё дальше отходит от буквы ر к началу слова, а сама ر остаётся с сукуном.

    4. ▀ Когда буква ر с даммой. Напр.:  كَفَرُواْ

    5. ▀ Когда ر с сукуном, а перед ней буква с даммой. Напр.:  القٌرْءَانَ

    6. ▀ Когда الراء с сукуном, и перед ней тоже стоит буквассукуном, перед которой стоит буква, огласованная даммой.

Напр.:  خُسْرْ

    Вы можете заметить, что в последних трёх случаях задействована дамма, которой сначала огласовывается сама ر , а потом эта дамма с каждым пунктом всё дальше отходит от ر к началу слова, а сама ر остаётся с сукуном.

    7. ▀ Когда ر с сукуном, перед ней буква с касрой, а после ر одна из букв с восходящим направлением звука (т.е., одна из: خ ص ض غ ط ق ظ) не огласованная касрой. При этом ر должна находиться между этими двумя буквами внутри одного слова, а не между разными словами. 

    Например:  وَإِرْصَادًا , قِرْطَاسٍ فِرْقَةٍ

    8. ▀ Когда ر с сукуном, перед ней соединительная касра (или: عارضة) - не важно, произносится она или подразумевается. Напр.: ارْجِعُوا (здесь соединительная касра произносится, так как она в начале речи),  الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ (здесь соединительная касра подразумевается, т.к. она в потоке речи между словами).

    Что значит  الكَسْرة العارضة ? это – соединительная хамза. Любая соединительная хамза – عارضة , потому что она ставится только для того, чтобы слово не начиналось с сукуна (в начале речи или после остановки). Ещё наши учёные называют эту хамзу соединительной (همزة الوصل), т.к. она присоединяется к слову, начинающемуся с буквы с сукуном. Как нам отличить соединительную хамзу от коренной хамзы? Нужно поставить перед ней союз, и, если хамза не произносится, значит, она соединительная.

ارْجِعُوا

 

الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ

*

4 состояния мягкого произношения буквы ر

     1. ▀  Когда ر с касрой. Например:  كَرِيم  رِيحٌ

    2. ▀ Когда ر с сукуном, перед ней коренная касра, а после ر не стоит буква с восходящим направлением звука (то есть, одна из: خ ص ض غ ط ق ظ).

Напр.:  فِرْعَوْن

    3. ▀ Когда ر с сукуном, перед ней буква тоже с сукуном (но не из букв с восходящим направлением звука), перед которой буква с касрой.

Напр.:  حِجْرْ   قَدِيرْ

    Вы можете заметить, что в этих трёх случаях задействована касра, которой сначала огласована сама буква ر , а потом эта касра с каждым пунктом всё дальше и дальше отходит от буквы ر к началу слова, а ر остаётся с сукуном.

    4. ▀ Когда ر с сукуном, а перед ней буква ي -лин (ياء اللين).

Напр.:  خَيْرْ    لَا ضَيْرْ

    А, если между буквой ر с сукуном и буквой, огласованной фатхой, стоит любая другая буква, кроме ي, то мы, конечно, будем уже произносить эту ر объёмно, напр.:  وَالعَصْرْ  (как мы разобрали это в разделе объёмной буквы ر ).

*

2 состояния, в которых разрешено произносить букву ر и объёмно и мягко

    1. ▀ Когда буква ر с сукуном, перед ней буква с касрой, а после ر стоит одна из букв из букв с восходящим направлением звука(т.е.: خ ص ض غ ط ق ظ)с касрой. Но это при условии, что мы произносим это слово или в потоке речи (т.е., не перед остановкой) или же перед остановкой, но при условии, что букв с восходящим направлением звука мы будем произносить с ар-раум (الرَّوْم – это ослабление звучания огласовки в конце слова. Будем говорить об этом в конце этого курса).

Например:  فِرْقٍ كَالطَّوْدِ

Объёмная буква ر в этой фразе будет так:

Мягкая так:

Произношение ر  с "ар-раум" с слове فِرْقٍ перед паузой:

   Но, если мы не делаем ар-раум на слове (فِرْقٍ) во время остановки на нём и произносим последнюю букву с сукуном, тогда мы должны произносить букву ر только объёмно согласно вышеприведённому правилу для объёмного произношения буквы ر по причине отсутствия какого-либо повода для её мягкого произношения. А повод для мягкого произношения буквы ر в этом слове -  это касра на букве с восходящим направлением звука, то есть, на букве ق.

   Примечание: в Коране есть только одно слово, относящееся к этому пункту – это слово  (فِرْقٍ ) в суре الشُّعَراء.


    2. ▀ Когда буква ر с сукуном, перед ней буква с восходящим направлением звука (то есть, одна из: خ ص ض غ ط ق ظ)  с сукуном, перед которой буква с касрой – и это, конечно, бывает только в ситуации остановки на этом слове, когда буква ر с сукуном. Например:  القِطْرِ مِصْرَ . Некоторые племена произносили букву ر в этих словах перед остановкой мягко из-за касры перед буквой ر . А некоторые племена произносили букву ر в этих словах перед остановкой твёрдо из-за буквы  с восходящим направлением звука перед буквой ر  . И так, и так - правильно.

مِصْرَ - с объёмной ر :

مِصْرَ - с мягкой ر :

القِطْرِ - с объёмной ر:

القِطْرِ - с мягкой ر :

    Имам Ибн Аль-Джазари в своей книге «النشر» выбрал объёмное произношение буквы ر для слова (مِصْرَ) и мягкое для слова (القِطْرِ) перед остановкой на этих словах. Почему для первого слова - объёмнуюر , а для второго он выбрал мягкую? Он сказал, что это - из-за того, что вне остановки буква ر в первом слове будет произносится только объёмно, а во втором - только мягко, то есть, он отнёс произношение этих слов перед остановкой к их произношению вне остановки. А что значит «выбрал»? Это значит, что он располагает несколькими разными видами Чтения Корана, все они достоверные, и поэтому человек волен выбирать тот вариант, который ему по душе и использовать в своём чтении.
   Если эта ر произносится не перед остановкой, то, конечно, она будет произноситься только объёмно в слове  (مِصْرَ) и только мягко в слове (القِطْرِ).

*

    Аль-Джазари заканчивает свою главу, посвящённую букве ر предупреждением:

«..и скрывай (свойство) "повторение", когда الراء будет удвоенной»

    "Повторение" – это одно из свойств буквы ر (мы уже прошли это) и означает лёгкую вибрацию кончика языка при произношении буквы ر . Это описано Сибауайхом и другими:

- есть лёгкая-лёгкая вибрация.

    Но недопустимо, чтобы кончик языка полностью перекрывал место выхода буквы, что приводит к сильной вибрации кончика языка. Особенно это становится очевидным, когда буква ر  удвоена:

- слышите, какая сильная вибрация. Конечно, такое произношение неправильно, т.к. создаёт несколько букв ر вместо одной.

    Поэтому Аль-Джазари сказал: «..и скрывай "повторение", когда الراء будет удвоенной», потому что чаще всего ошибка "повторения" бывает в удвоненной букве ر .